Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Удивительные успехи бразильянок: бизнес и политика

© ФотоНана Шотовна Яковенко
Нана Шотовна Яковенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Economist вспоминает, что когда-то Бразилия была патриархальной страной мужского шовинизма. При этом лишь 17% женщин имели работу вне дома. Сегодня число активно занятых на работе женщин постоянно растет, особенно в больших городах. Президент Американского Аналитического Агентства Centre for Talent Innovation Сильвия Энн Хьюлетт провела опрос среди выпускниц бразильских вузов и выяснила, что целых 80% этих молодых девушек стремятся сделать карьеру и занять ключевые посты!

История Рио-де-Жанейро доказывает, что даже щедро подаренные природой богатства не гарантируют успеха. В 1960 г. Рио-де-Жанейро потеряла свои позиции как политического центра Бразилии, и столица страны была перенесена из Рио в город Бразилиа, а уже в следующие десятилетия Рио уступил Сан-Паулу и статус делового центра страны. Гангстерские войны и плохая инфраструктура совершенно подорвали туристический сектор города. Олимпийские Игры 2016 года дают городу уникальный шанс преодолеть упадок, длившийся десятки лет. Однако, большая часть наблюдателей в Великобритании задаётся вопросом, который парит над городом, как знаменитый символ не только Рио-де-Жанейро, но и всей Бразилии, - статуя Христа-Искупителя: не упустит ли город эту уникальную возможность?

Мария Сильвия Бастос Маркес (Maria Sílvia Bastos Marques), руководитель Municipal Oympic Company, своеобразного Олимпстроя, пожалуй, как никто другой, сможет ответить на этот вопрос. У неё безупречный послужной список, что и позволило ей занять место главы этой организации, в которой объединены частный и государственный секторы. Мария Сильвия Бастос Маркес руководила компанией по производству стали и была директором двух крупнейших компаний Бразилии – Petrobras и Vale. Кроме того, она стала первой женщиной в Совете директоров крупнейшего в Бразилии Банка Развития BNDES. И совершенно понятно, что у неё есть ответ практически на любой вопрос.

Читайте также: Чувствует ли Бразилия себя частью Латинской Америки?

Например, «Как быть с логистикой?» Бастос Маркес указывает на карту с изображением специально выделенных автобусных маршрутов и линий метро, которые обеспечат доступ на Игры из рассредоточенных районов города. А как быть с «византийским» устройством правительства города (полномочия распределены между федеральным, государственным и муниципальным правительствами, а огромные участки земли в черте города принадлежат военному ведомству)? Судя по всему, Бастос Маркес знает всех «нужных» людей. Но, как верно замечают наблюдатели Economist, чрезвычайно актуальным «бразильским» вопросом остаётся проблема с преступностью, и что делать с ней в условиях, когда Бразилия ожидает на свою Олимпиаду максимальное количество туристов? Бастос Маркес , как опытный руководитель старается формально на себя эту тему не брать, ссылаясь, вопрос не в ее компетенции, однако с готовностью предоставляет данные статистики, которые демонстрируют факт, что недавно образованное полицейское подразделение по восстановлению порядка неплохо справляется со своей задачей. Очевидно, что Бастос Маркес очень рассчитывает на то, что Игры смогут преобразить Рио. Более того, появилась надежда на то, что наконец удастся реализовать проекты долгостроя. Например, модернизацию портового района не удаётся завершить вот уже 30 лет!

Дилма Руссефф на трансляции одного из матчей кубка ФИФА, 15 июня 2010 г.


Как справедливо отмечают эксперты Economist, назначение на этот чрезвычайно сложный и ответственный во всех отношениях пост, очевидное доказательство того, что статус женщин в этой самой населенной и быстро развивающейся стране Латинской Америки значительно вырос. Сегодня в Бразилии пост Президента занимает женщина – Дилма Руссефф (Dilma Rousseff); 26% должностей в кабинете Министров занимают также женщины. Руководитель корпорации Petrobras Мария дас Грасас Фостер (Maria das Graças Foster), – единственная в мире женщина, которая возглавляет нефтяную компанию такого масштаба. Согласно данным консалтинговой компании Grant Thornton, среди руководителей высшего звена ведущих компаний Бразилии доля женщин составляет 27%, в то время как в мировом масштабе этот усредненный показатель составляет 21% (Швеция – 23%, Великобритания – 20%, США – 17%). По расчетам издания Forbes, 20% из всех бразильских миллиардеров в Бразилии – женщины! При этом в среднем в мире их доля составляет всего 10% от сильных мира. Среди работающего населения Бразилии женщин больше (59%), чем в развитых странах, таких как Франция (52%) или Великобритания (57%). Кстати, немаловажный фактор карьерного успеха женщин в стране, это возможность без проблем найти работницу для ухода за детьми и уборки в доме: в Бразилии около 7 млн. человек занято в сфере домашнего хозяйства, и, естественно, практически все женщины.

Также по теме: Почему страны с развивающимися экономиками предпочитают женщин в Центробанке

Правда, эксперты Economist, находят, что есть ещё над чем «поработать» женской половине населения Бразилии . Издание приводит данные консалтинговой компании McKinsey, которые демонстрируют, что сегодня женщины составляют всего 7% от общего числа членов Советов директоров значительных компаний и предприятий. Что же касается политической арены, то сегодня женской половине удалось занять менее 9% мест в нижней Палате Конгресса страны. Но стоит отметить, что и здесь ситуация в целом стремительно меняется. Economist вспоминает, что когда-то Бразилия была патриархальной страной мужского шовинизма: в 1960 г. женщины рожали в среднем по шестеро детей. При этом лишь 17% женщин имели работу вне дома. Сегодня число активно занятых на работе женщин постоянно растет, особенно в больших городах. Президент Американского Аналитического Агентства Centre for Talent Innovation Сильвия Энн Хьюлетт (Sylvia Ann Hewlett) провела опрос среди выпускниц бразильских вузов и выяснила, что целых 80% этих молодых девушек стремятся сделать карьеру и занять ключевые посты! В это же время, в США лишь 52% девушек ставят перед собой такие амбициозные цели.

Economist справедливо задаётся вопросом: чем же обусловлена такая трансформация? Возможно, считают эксперты, что дело в том, что формально в Бразилии уже давно существует открытый конкурс на места в элитных университетах и правительственных структурах, однако при этом женщины получили практическую возможность воспользоваться своим правом, получить образование совсем недавно. Во-первых, эксперты отдают должное тому факту, что качество школьного образования в Бразилии, безусловно, выросло, при этом в стране наблюдается параллельный процесс значительного снижения коэффициента рождаемости. Школьная успеваемость девочек, как правило, выше, чем мальчиков, девушки составляют 60% от общего числа выпускников университетов. Некоторые представители нынешнего поколения руководителей были вынуждены преодолевать огромные трудности. Ярким примером может послужить биография упомянутой выше, Марии дас Грасас Фостер ( Maria das Graças Foster), которая родилась в трущобах и в восемь лет получила ремесло старьевщика, потом уже «вырвалась» и получила сначала диплом инженера, а затем и степень MBA. В Бразилии сокращение неравенства положения женщин по сравнению с мужчинами сокращается невероятными темпами, и число женщин, занимающих руководящие посты постоянно растёт и этот процесс скорее всего, удержится.

Читайте также: Способна ли Бразилия обойти Китай?

Второй важный фактор, подталкивающий намеченную тенденцию – прогрессивная социальная политика. На протяжении последних десятилетий в Бразилии существовало активное феминистское движение, а 2003 году даже появилось Министерство по правам женщин. Президент страны Дилма Руссефф прилагает огромные усилия, чтобы продвигать женщин в своем Правительстве. Необходимо отметить, что и бразильские глобальные компании создают благоприятные условия для женщин: например, в местном отделении Walmart, где дамы занимают 35% управленческих позиций, действует женский производственный Совет.

Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро


Но, как отмечают эксперты Economist, не только в этом кроется секрет успеха бразильских женщин. Влиятельные политики используют древнее искусство патронажа, чтобы продвинуть немногочисленных счастливиц. Так, в своё время Дилма Руссефф покровительствовала Фостер: она приняла Фостер на работу, еще, будучи Министром Горной промышленности и Энергетики Бразилии с 2003 по 2005 гг., а когда заняла кресло Президента, поставила ее во главе Petrobras. Сама же Руссефф, как всем известно, была протеже бывшего Президента Бразилии, очень популярного не только у себя в стране, но и во всём мире, Луиса Инасиу Лула да Силвы (Luiz Inácio Lula da Silva). Восемь из девяти бразильских женщин-миллиардеров унаследовали богатство от отцов и мужей; две из девяти – дочери крупнейшего в Бразилии магната, сколотившего свое состояние на строительстве платных дорог.

И все же, как считает Economist, было бы наивно ожидать, что страна, особенно такая, как Бразилия, способна двигаться по пути современного развития «по прямой». Музыкант Том Жобим (Tom Jobim), в соавторстве с Винисиусом де Мораисом ( Vinícius de Moraes) подаривший миру песню «Девушка из Ипанемы» (Garota de Ipanema) однажды сказал: «Нью-Йорк прекрасен, но беспорядочен; Рио беспорядочен, но прекрасен». То, что в Бразилии появляются такие женщины, как Руссефф и Фостер, свидетельствует о том, что страна, которая еще 30 лет назад находилась в руках генералов, добилась впечатляющего успеха. А еще, как говорят Британские эксперты, это вселяет надежду на то, что из кажущегося «бразильского хаоса» родятся успешные Олимпийские игры. Пожелаем удачи!