Скандал о повальной слежке американских спецслужб за немецкими гражданами наносит непоправимый ущерб партнерско-дружеским взаимоотношениям ФРГ и США.
Агентство национальной безопасности США (National Security Agency, NSA) ежемесячно прослушивает, обрабатывает и сохраняет около полумиллиарда телефонных звонков, электронных писем, SMS и иных сообщений граждан Германии. В штаб-квартире NSA, расположенной в Форт-Миде, штат Мэриленд, хранятся данные о немецких коммуникациях – о том, кто, с кем и когда выходил на связь. При необходимости может быть организован доступ и к содержанию телефонных разговоров, SMS, электронных писем, бесед в чатах и социальных сетях, которое заинтересовало американскую разведку.
Ранее было известно лишь о том, что Германия представляет повышенный интерес для американских спецслужб в рамках программы слежения за коммуникационной активностью по всему миру PRISM. Как выяснилось теперь, за нами американцы следят с той же интенсивностью, что и за жителями Китая, Ирака или Саудовской Аравии.
Не минуют зоркого глаза и любопытных ушей американских разведчиков ни остальные европейские государства, ни институты власти Старого Света. Однако внимание к ФРГ со стороны США заметно превосходит интерес Соединенных Штатов к другим членам Евросоюза. Так, в обычные дни Агентство национальной безопасности прослушивает около 20 миллионов телефонных звонков из ФРГ и просматривает до 10 миллионов интернет-сообщений, в пиковые – к примеру, 7 января 2013 года – были отслежены 60 миллионов звонков. В соседней Франции американскому надзору за день подвергаются в среднем 2 миллиона интернет- и телефонных соединений. Секретная классификация американских спецслужб свидетельствует, что те рассматривают Германию сразу с двух точек зрения – как партнера и как «цель для атаки». Таким образом, ФРГ в глазах американских разведчиков причислена к »партнерам третьего сорта». Категорически исключены из шпионской деятельности только «второсортные» державы: NSA не подглядывает лишь за Канадой, Великобританией, Австралией и Новой Зеландией.
Федеральное правительство выступило с жесткой и эмоциональной критикой шпионской деятельности американских спецслужб в Германии: «Подслушивать друзей – это недопустимо, это совершенно невозможно, мы живем не во времена холодной войны», – настаивал пресс-секретарь правительства Штефан Зайберт (Steffen Seibert).
Немецкие власти обратились к руководству Соединенных Штатов с недвусмысленной просьбой о четком и всеобъемлющем разъяснении информации, ставшей достоянием общественности, и прекращении слежки. Немецкая сторона на фоне громкого скандала считает гармонию взаимоотношений с США нарушенной: из них ушло доверие, которое служит базой для любого партнерства.
Шпионаж со стороны США обязательно повлияет на экономические отношения двух держав. Так, на фоне размышлений представителей Еврокомиссии, также прослушанной американцами, федеральный министр защиты прав потребителей Ильзе Айгнер (Ilse Aigner) заговорила о том, что шпионский скандал может поставить под вопрос заключение соглашения о свободной торговле между Евросоюзом и США, обсуждавшееся как на недавней встрече глав государств «Большой восьмерки» в Северной Ирландии, так и в ходе визита президента Обамы (Barack Obama) в Берлин. «Доверию европейских институтов власти к правительству США в ходе шпионского скандала нанесен заметный урон, – отмечает Айгнер. – Мы должны разъяснить американцам, что границы существуют даже для спецслужб. Как можно вести доверительный разговор с друзьями, когда боишься, что в комнате отеля остался чей-то „жучок“?» Министр экономики ФРГ Филипп Реслер (Philipp Rösler) также отметил взаимосвязь шпионского скандала и соглашения о свободной торговле: «Мы готовы к пониманию, когда речь идет о борьбе с терроризмом, но не о бесцельной, беспардонной и безудержной слежке за гражданами». Проблемами немецко-американского стратегического партнерства пытается воспользоваться оппозиция: председатель Социал-демократической партии Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) обвинил федерального канцлера в том, что Ангеле Меркель (Angela Merkel) было заранее известно об американской прослушке. Меркель отвергла обвинения, подчеркнув, что для нее существование программы PRISM стало не меньшим сюрпризом, чем для немецких спецслужб, узнавших об активности американских коллег благодаря разоблачениям Эдварда Сноудена (Edward Snowden). При этом глава BND Герхард Шиндлер (Gerhard Schindler) и шеф BfV Ханс-Георг Маасен (Hans-Georg Maaßen) на закрытом заседании комитета Бундестага по внутренней политике подтвердили, что получают часть секретных сведений, добытых американцами в ФРГ.
Американские власти, включая самого президента, пока не делают заявлений, содержащих какую-либо основательную информацию. Похоже, что они не заинтересованы в эскалации скандала. Обама даже нашел место для шуток: «Когда я хочу знать, что думает Меркель, я просто звоню Меркель». Очевидно, что заокеанские друзья пытаются принизить уровень правонарушений и замять дело в дипломатических кулуарах. Но нынешняя ситуация в стране вряд ли позволит спустить дело на тормозах – в предвыборные дни граждане Германии и так политически наэлектризованы больше обычного, оппозиция с удовольствием «качнет» любой скандал. Кроме того, в Европе чувствительность к нарушениям приватной сферы выше, чем в Новом Свете, и ее нарушения воспринимаются более болезненно.