Первыми «шифропанками» были в основном либертарианцы из Калифорнии. Я принадлежал к другой традиции, но мы все стремились защитить свободу личности от государственной тирании. Криптография была нашим тайным оружием. Сейчас многие забывают, насколько это было ниспровергающе. Криптография в то время являлась исключительной собственностью государств и использовалась ими в многочисленных войнах. Написав свою собственную программу и распространив ее повсюду, мы освободили криптографию, провели ее демократизацию и распространили по самым дальним просторам нового интернета.
Последовало закручивание гаек в виде различных законов о «контрабанде оружия», но эти попытки не увенчались успехом. Криптография стала стандартизированной в сетевых браузерах и в прочих программных средствах, которыми люди пользуются ежедневно. Сильная криптография – это важное и мощное оружие в борьбе с государственным гнетом. Таков посыл моей книги «Cypherpunks» (Шифропанки). Но движение за всеобщую доступность сильной криптографии должно сделать намного больше. Наше будущее заключается не только в свободе выбора личности.
Наша работа в WikiLeaks дает острое понимание динамики мирового порядка и имперской логики. В период подъема WikiLeaks мы видели свидетельства того, как маленькие страны подвергались шантажу и угнетению со стороны стран покрупнее, как туда просачивались и внедрялись иностранные предприятия, заставляя эти страны поступать вопреки своим интересам. Мы видели, как воля народа лишается средств выражения, как покупаются и продаются выборы, как крадутся богатства таких стран, как Кения, а затем распродаются на аукционах плутократам в Лондоне и Нью-Йорке.
Борьба за самоопределение Латинской Америки важна для гораздо большего числа людей, чем население Латинской Америки, потому что она показывает остальному миру, что этого можно добиться. Но независимость Латинской Америки пока только зарождается. Попытки подрыва латиноамериканской демократии предпринимаются до сих пор. В последнее время они отмечались в Гондурасе, на Гаити, в Эквадоре и в Венесуэле.
Вот почему послание шифропанков имеет особое значение для латиноамериканской аудитории. Массовая слежка – это проблема не только для демократии и государственного управления. Это геополитическая проблема. Слежка за населением целой страны, которую ведет иностранная держава, естественно, угрожает ее суверенитету. Постоянные вмешательства во внутренние дела латиноамериканских государств научили нас тому, что надо быть реалистами. Мы знаем, что старые державы будут использовать любую возможность, чтобы отсрочить или подавить массовое появление независимости в Латинской Америке.
Задумайтесь над простым вопросом географии. Все знают, что нефтяные ресурсы – это двигатель глобальной геополитики. Потоки нефти определяют, кто главный, кто подвергается вторжению, а кого изгоняют из мирового сообщества. Контроль даже над небольшим участком трубопровода дает его обладателю огромную геополитическую власть и силу. Находящиеся в таком положении государства могут добиваться огромных уступок. Кремль в мгновение ока может обречь Восточную Европу и Германию на зимнюю стужу без отопления. И даже малейший намек на то, что Тегеран может проложить трубопровод в сторону Индии и Китая, служит предлогом для воинственных высказываний и планов со стороны Вашингтона.
Но новая большая игра – это отнюдь не война за нефтепроводы. Это война за информационные трубопроводы, за контроль над оптоволоконными линиями, которые проходят по морскому дну и по суше. Новое всемирное сокровище – это контроль над гигантскими потоками данных, соединяющими целые континенты и цивилизации, связывающими в единое целое коммуникацию миллиардов людей и организаций.
Не секрет, что в интернете и телефонии все пути в Латинскую Америку и из нее идут через Соединенные Штаты. 99% трафика, идущего в Южную Америку и из нее, инфраструктура интернета направляет по оптоволоконным линиям, которые пересекают границы США. Американское правительство показало, что не будет испытывать угрызений совести, нарушая собственные законы и подключаясь к этим линиям, дабы шпионить за своими гражданами. Каждый день американские шпионские ведомства поглощают сотни миллионов сообщений со всего латиноамериканского континента, сохраняя их на веки вечные в своих хранилищах, не уступающих по размерам маленьким городам. Следовательно, география инфраструктуры интернета имеет немаловажные последствия для независимости и суверенитета Латинской Америки.
Но проблемы здесь не ограничиваются географией. Многие латиноамериканские государства и армии защищают свои секреты при помощи шифровального оборудования. Это аппаратура и программы, которые на одном конце зашифровывают сообщение, а на другом расшифровывают его. Правительства закупают эти вещи, дабы держать свои секреты в тайне, часто тратя на это большие деньги в ущерб благополучию народа, потому что они совершенно обоснованно опасаются, что их связь будет перехвачена.
Однако компании, продающие это дорогое оборудование, поддерживают тесные связи с американским разведывательным сообществом. Их руководители и высокопоставленные сотрудники зачастую являются математиками и инженерами из АНБ, и они используют те изобретения, которые создавались их руками для государства тотальной слежки. Их устройства часто преднамеренно ломают и выводят из строя. Неважно, кто их использует и как – американские ведомства в любом случае могут расшифровать сигнал и прочитать сообщения.
Это оборудование поставляется в латиноамериканские и прочие страны как средство защиты их секретов. Но на самом деле, это средство для кражи их секретов.
Между тем, Соединенные Штаты ускоряют новую большую гонку вооружений. Обнаружение вируса Stuxnet, а затем вирусов Duqu и Flame возвещает о начале новой эпохи, в которой превращенное в сложное современное оружие программное обеспечение, изготавливаемое сильными и влиятельными странами, будет использоваться для атак на более слабые государства. Их агрессивное применение в качестве первого удара по Ирану подрывает иранские усилия по сохранению национального суверенитета. Такая перспектива вполне соответствует интересам США и Израиля в данном регионе.
Были времена, когда применение компьютерного вируса в качестве наступательного оружия являлось лишь сюжетом из научной фантастики. Сейчас это глобальная реальность, которую подстегивает безрассудное поведение администрации Обамы, действующей вопреки нормам международного права. За Америкой сейчас последуют другие государства, укрепляя свой наступательный киберпотенциал.
Соединенные Штаты Америки – это не единственный преступник. В последние годы инфраструктура интернета в таких странах, как Уганда, развивается за счет прямых китайских инвестиций. Эти страны получают щедрые кредиты в обмен на контракты с китайскими компаниями на строительство базовой инфраструктуры интернета, которая связывает школы, государственные министерства и сообщества, подключая их к глобальной оптоволоконной системе.
Африка выходит в интернет, но аппаратное обеспечение для нее предоставляет иностранная сверхдержава с большими амбициями. Станет ли африканский интернет тем средством, при помощи которого Африку будут угнетать и в 21-м веке? Неужели она снова становится площадкой конфронтации между мировыми державами?
Есть несколько важных моментов, указывающих на то, что послание шифропанков не ограничивается рамками борьбы за свободу личности. Криптография может защитить не только гражданские свободы и права человека, но также суверенитет и независимость целых стран, солидарность между группами людей, борющимися за общее дело, и проект глобального освобождения. Ее можно использовать не только в борьбе с тиранией государства над личностью, но и в борьбе с тиранией империй над маленькими государствами.
Шифропанки пока еще не сделали самое великое свое дело. Присоединяйтесь к нам.