Ростов, Сочи. - Свободный народ или колесико в механизме государства? Принципы казаков, их история противоречивы. И их роль в новой России после возрождения казачества представляется неоднозначной.
На самом деле черноморские казаки должны были стать визитной карточкой зимних Олимпийских игр 2014 года. Предполагалось, что почетный караул будет приветствовать гостей Олимпиады. В своей черной парадной форме с красными башлыками, с коротким кинжалом за поясом, с блестящими и серебристыми газырями да еще в мохнатых папахах на голове они, несомненно, произвели бы впечатление. Однако их участие в церемонии в настоящий момент повисло в воздухе, поскольку казаки в Сочи взбунтовались.
Поводом для этого послужила прокладка высоковольтной линии прямо над крышами казачьего поселения в Сочи. Жители этого района выступили с протестом против незаконного строительства и вступили в конфликт с полицейскими. Результат: почетный караул был распущен. «Эти казаки были сотрудниками городских учреждений. Когда мы выступили против энергетиков, администрация города их уволила», - жалуется сочинский атаман Игорь Потехин.
Потехин больше уже не является атаманом. Вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда, одновременно являющийся атаманом кубанских казаков, уволил его в 2012 году без лишних церемоний, так как он задавал слишком много вопросов по поводу продажи якобы обанкротившегося совхоза. Однако сочинские казаки не согласились с этим решением и вновь избрали Потехина. В ответ Долуда учредил в городе конкурирующую казачью организацию.
Читайте также: Споры об участии казаков в законодательстве России
Спор казаков с представителями власти - это почти уникальное событие в современной истории. С тех пор как в 1990-е годы репрессированные в советские времена казаки вновь получили право на существование, они считаются патриотическими, поддерживающими государство и строго православными.
В обеих чеченских войнах многие казаки участвовали в качестве добровольцев. А когда при президенте Путине было организовано собственное казачье управление, то многие потомки когда-то диких и строптивых наездников превратились в верных и оплачиваемых государственных служащих, которых можно было собрать для участия в демонстрациях в поддержку Путина (так было во время предвыборной кампании в 2012 году) или использовать в качестве военизированной охраны православных храмов.
Дисциплина, религия, традиция
Порядок и дисциплина - вот лозунг, который вдалбливается молодым кадетам еще в казачьих академиях. В учебных планах также присутствует изучение оружия, религия, история и культура казачества. Акцент делается на дисциплину и традиции, и в этом отношении «казачество по своим взглядам близко к мужским культурным традициям народов Северного Кавказа», считает Антон Сериков, декан одного из факультетов Ростовского университета и руководитель исследовательского проекта по изучению роли казачества. В отличие от кавказцев, казаки, многие из которых считают себя особым небольшим субэтносом, никогда не противопоставляли себя русским.
Несмотря на свою связь с Кремлем, казачество не отличается раболепием и слепым послушанием. Многие демократические традиции в России связаны с казаками, напоминает Сериков. Так, например, атаман - выборная должность. Помимо этого, казаки в течение веков решали многие важные вопросы на майдане - на общем народном сборе и с помощью свободного голосования.
Также по теме: Спецслужбы Британии помогут РФ провести Олимпиаду в Сочи
Кроме того, существуют заметные отличия между так называемыми реестровыми казаками, то есть примерно миллионом казаков, занесенных в официальный регистр и часто занимающих руководящие должности, и простыми людьми на юге России, многие из которых также считают себя казаками. «Только в Ростовской области таких может насчитываться около миллиона», - считает Сериков, который и себя относит к их числу. В соседнем Краснодарском крае их также немало. И на Кавказе их много. Взгляды этих людей столь же многообразны, как их профессии и жизненные ситуации.
Состояние души
Всех их объединяет «определенное отношение к жизни, особое состояние души», считает Анатолий Зарецков. Зарецков является успешным предпринимателем в области средств массовой информации и владеет собственным телеканалом в Ростове-на-Дону, в городе с миллионным населением. «Казаки сегодня уже не могут просто надеть бурку, сесть на коня и скатать по степи», - подчеркивает этот 62-летний мужчина. Многие его передачи затрагивают вопрос о возрождении казачества на юге России. Он видит потенциал казаков в рамках общественного движения. «И консервативные силы должны иметь свой голос, а казаки с их акцентом на традиции просто предназначены для выполнения этой роли», - добавил Зарецков.
Читайте также: Казаки возвращаются
За Россию, против Советов
Около 70 тысяч казаков сражались на стороне гитлеровской Германии против Советского Союза. Около 40 тысяч из них сдались в мае-июне 1945 года британским оккупационным частям в Каринтии. Они были переданы Советам, что означало направление в штрафной лагерь, а для многих смерть.
В 1992 году казаки, выступавшие против советской власти, были реабилитированы на основании принятого закона. После этого началось возрождение казачества в России. «Нео-казаки продолжили выполнять традиционную роль как строители и защитники империи», - отмечает в своей компактной и в высшей степени информативной истории казачества живущий в Вене историк и специалист по восточной Европе Андреас Каппелер (Andreas Kappeler). Казаки, например, в качестве добровольцев сражались на стороне сербов во время войны в Косово в конце 1990-х годов, а также на российской стороне во время войны в Грузии в 2008 году.
Каппелер подвергает анализу сложный и противоречивый миф о казаках, ставший действенным историческим фактором: на Украине он продолжает занимать центральное место в национальном мифе (Андреас Каппелер, «Казаки – история и легенды» (Die Kosaken - Geschichte und Legenden).