Меньше того, что наш Праздник песни и танца почтил своим присутствием президент Германии, был замечен факт, что во время визита в Латвию вице-премьер России Ольга Голодец также посетила и большой концерт Праздника танца, и заключительный концерт Праздника песни. С вице-премьером России Ольгой Голодец беседовал Сандрис Точс.
- Какова цель вашего визита в Латвию?
- Прежде всего, это расширение наших отношений в гуманитарной сфере. Расширение отношений в сфере культуры, образования и туризма. Хочется поднять решение вопросов на более систематичный уровень. Нас радует то, что 7 февраля этого года было заключено соглашение в области культуры между министерствами культуры Латвийской Республики и Российской Федерации, в которое включен абсолютно конкретный перечень мероприятий в сфере музеев, театров, библиотек. Хотелось бы заключить такие соглашения также в области туризма и образования. Сегодня интерес жителей России к Латвии растет. Он растет с каждым годом. Растет поток туристов. Растет число людей, участвующих в программах, которые вы в Латвии предлагаете с недавних пор. Мы сегодня со своей стороны не видим никаких препятствий для развития сотрудничества в гуманитарной сфере.
- Вы посетите наш Праздник песни, который проходит во время вашего визита?
- Да, я специально приурочила дату своего визита к Празднику песни. Не скрою, что меня на Праздник песни любезно пригласила ваша министр культуры Жанета Яунземе-Гренде в то время, когда она от имени Латвии представляла постановку «Евгения Онегина» на сцене Большого театра. Я являюсь председателем попечительского совета не так давно созданного Российского общества хоров. И поэтому для меня это также профессиональный интерес. Я надеюсь, что хористы России и Латвии будут сотрудничать. И нам есть чему поучиться у вас, потому что Праздник песни, который особой культурной ценностью признан даже ЮНЕСКО, - это уникальное культурное событие, в котором мы хотим быть и зрителями, и участниками. И мы надеемся, что это даст также импульс для развития нашего хорового пения. Я очень много слышала об этом празднике от своих коллег, но сама участвую в нем впервые и собираюсь посетить оба гала-концерта.
- Как вы оцениваете состояние латвийско-российских отношений?
- Мне кажется, что сегодня обе стороны делают все, чтобы они улучшились. И я считаю, что каждый шаг, каждое событие действительно важны для формирования нормальных добрососедских отношений. Мы абсолютно открыты, чтобы этот диалог был постоянным, конструктивным, чтобы в нем участвовали не только чиновники, но и росло, к примеру, количество школьников и студентов в рамках взаимного обмена, чтобы мы приглашали людей, у которых есть интерес, посетить Россию. И также чтобы в Латвию приглашались жители России – тоже на события, которые важны и дороги для латвийского общества. Я считаю, что есть все предпосылки для расширения и развития нашего сотрудничества – и мы должны их очень аккуратно и деликатно использовать.
- Министр обороны Латвии Артис Пабрикс недавно заявил, что мнение жителей Латвии о том, что России не нужно бояться, не обоснованно. Что вы чувствуете, услышав такое заявление?
- Странно. Наверное, лучше было бы задать вопрос самому министру обороны. То, как мы сегодня выстраиваем отношения в гуманитарной сфере, является именно атмосферой абсолютного доверия и прозрачности. Мы соседи. Здесь у нас действительно добрососедские отношения. И это укрепляет сотрудничество во всех сферах, если ты понимаешь соседа. Если ты его уважаешь. Если ты понимаешь особенности его культуры. Это также основной принцип уважения.
- Считаете ли вы, что Латвия является дружественной России страной?
- Абсолютно. Я в этом никогда даже не сомневалась. Более того – у очень многих жителей России особые чувства по отношению к Латвии. Не секрет, что есть и другие страны, где очень благоприятные условия для получения видов на жительство, но жителям России нравится Латвия. Это сложилось исторически. У нас очень тесные связи. У нас очень много общих культурных традиций, у нас тесно переплетена история. Вы знаете, когда в Большом театре была постановка Латвийской оперы, был аншлаг - билеты невозможно было достать, и друзья даже просили меня помочь с билетами. Наши друзья культуры действительно ждут вас – ждут латвийские театры, ждут более частых концертов. Много латышей работает в наших театрах. Для сотрудничества имеется самая хорошая основа.
- Многие жители России используют предлагаемую нами возможность получения видов на жительство в обмен на приобретение недвижимости в Латвии. Не жаль ли вам, что капитал утекает из вашей страны?
- Мы абсолютно демократическое государство, и человек имеет право покупать недвижимость там, где ему нравится, где он чувствует себя комфортно и удобно. И если человек принимает такое решение, то мы его выбор уважаем.
- Скажите, вы приехали в Латвию или просто въехали на территорию Европейского союза?
- Нет, я, конечно, приехала в Латвию. Когда я прибываю на территорию другого государства, у меня совсем другая повестка дня. И у каждой страны Европейского союза очень ярко выраженные отличительные признаки. И мне очень импонирует, что Латвия сохраняет свою самобытность, сохраняет свою культуру. Праздник песни, который мы видим, - это тоже ярчайшее проявление собственной идентичности. И мне это нравится.
- Я задал такой вопрос, потому что распространено мнение, что у России вообще нет специальной политики по отношению к Латвии, есть политика по отношению к Европейскому союзу или по отношению к странам Балтии в целом.
- Ну, это не правда. У нас существует даже межправительственная комиссия, есть межгосударственные соглашения. Во взаимоотношениях с каждым государством есть свои особые вопросы, своя специфика. Одни вопросы мы обсуждали недавно с нашими партнерами финнами, которые тоже наши соседи. И есть взаимоотношения, которые мы выстраиваем с другими странами Европейского союза, граничащими или не граничащими с нами, – у них совсем другое содержание. Со всеми есть специфические вопросы. Вместе с этим отличаются и требования к формированию отношений. Наша политика сотрудничества с Латвийской Республикой создана очень прозрачно. В ней своя повестка дня. И она основана на тех вопросах, которые действительно актуальны в повестке дня.
- Для Латвии очень важны демографические вопросы. Какова демографическая ситуация в России, и есть ли у вашего правительства план решения демографических вопросов?
- Это очень интересный вопрос. Я была также очень удивлена, когда услышала от латвийских коллег комментарии, касающиеся вопросов демографии. В России выстроена специальная демографическая политика. И эта политика является одним из основных приоритетов социальной политики российского государства. Мы – как и вы - оказались в глубокой демографической пропасти 90-х годов. К примеру, в 1992 году у нас родилось исторически самое маленькое поколение жителей России – только 1,2 миллиона человек. У нас действуют очень серьезные инструменты по поддержке рождаемости. С рождением первого ребенка до его полуторагодовалого возраста мать получает оплачиваемый отпуск. Если мать решит не работать до достижения ребенком трехлетнего возраста, то для нее обязательно сохраняется рабочее место. У нас действует так называемая система материнского капитала, когда матери с рождением второго ребенка выплачивается серьезная денежная сумма – 400 000 рублей. Эти деньги нельзя получить на руки, их можно израсходовать на определенные цели – улучшение жилищных условий, приобретение квартиры или использовать на свое образование или на образование ребенка. Мы особо поддерживаем молодые семьи в жилищном вопросе. С рождением третьего ребенка выплачивается пособие, и оно ежемесячное, приблизительно 7 000 рублей. Время воспитания ребенка засчитывается при начислении пенсии. Каждый год мы пересматриваем потребности системы поддержки демографии, расставляя приоритеты. В этом году, к примеру, нашей заботой является содействие рождению первого ребенка, и мы готовим для правительства целый пакет законопроектов по поддержке молодых семей, в которых рождается первый ребенок, в особенности в тех семьях, где возраст матери до 23 лет. Если в 1992 году у нас родился 1 миллион 200 тысяч детей, то, к примеру, в 2012 году - 1 миллион 895 тысяч детей. Это большой скачок. Но чтобы добиться изменений в демографии, надо добиться изменений по всем направлениям социальной политики. Мы сегодня большими темпами должны готовить педагогов, строить детсады. Но мы, конечно, рады, что можем решать эти проблемы.
- Скажите, где, по-вашему, лучше система образования – в России или в западных странах?
- Что касается международных оценок, то по качеству начальной школы мы одни из лидеров в системе образования всего мира. Хуже у нас с образованием для среднего возраста и со средней школой. Два года назад мы ввели стандарт образования и переходим на него. Думаю, что в ближайшие несколько лет это даст свой результат, и мы попадем в группу лидирующих государств в оценке системы всеобщего образования в целом. Мы постоянно занимаем лучшие места на мировых олимпиадах по физике, биологии, информатике. Есть страны, которые плотно конкурируют с нами в сфере образования. В первую очередь, это США, Китай. Но мы свои позиции сохраняем. В высшем образовании у нас происходит очень серьезная реформа. Сегодня мы не удовлетворены тем, что только один наш вуз среди 100 лучших вузов мира. Мы выдвинули задачу, чтобы, как минимум, пять наших вузов приблизились к этим показателям, попали в сотню лучших вузов. Одновременно мы развиваем вузы, которые непосредственно ориентированы на нашу экономику, – медицинские, биологические, инженерные, и в особенности вузы химической отрасли. В этих сферах мы ожидаем очень серьезный рывок вперед.
- Вы перенимаете мировые модели в образовании или создаете свою систему образования?
- Невозможно создать что-то новое, если не понимать опыта того, что является лучшим в мире. Что касается общеобразовательных школ, то сегодня безусловными лидерами являются школы Сингапура и Финляндии. Мы оцениваем эти системы, осознаем различия, пытаемся понять, что годится нам из той или иной системы. Несомненно, что таких хороших культурных программ, которые мы можем предложить своим школьникам, нет нигде. Мы понимаем, что есть специфические различия в системе образования, но бесспорное требование - в международных рейтингах должны быть хорошие результаты.
- Почему, по-вашему, такую политизацию вызывает вопрос усыновления?
- Эти вопросы действительно крайне политизированы. Но для меня как для вице-премьера эта дискуссия была очень ценной, и обществу она пошла на пользу. В России действительно много детей, которым необходимо усыновление, сегодня таких детей 116 000. До сих пор эти вопросы обсуждались в узком кругу, а сейчас они охватили все общество. Люди не понимали эти вопросы. Теперь растет и количество усыновленных детей, и принят очень серьезный пакет законодательных актов, для принятия которых в других условиях потребовалось бы много лет.
- Почему прозвучало, что Россия готова предоставить политическое убежище Эдварду Сноудену при условии, что он прекратит причинять вред интересам США? Действительно ли США такой большой друг для России?
- Знаете, действительно не могу прокомментировать этот вопрос, эта тема как-то прошла мимо меня.
- В Латвии принят Национальный план развития, какой план национального развития есть у России?
- У нас есть программа, которая называется 20/20. Это программа действий. Не только общий план, который определяет направления развития общества, но и план конкретных мероприятий. В этом году мы начали разработку государственной программы до 2050 года, потому что готовим пенсионную реформу. Специфика Российской Федерации такова, что существует очень значительное численное различие между людьми разных возрастных групп, образуются «ямы», где разница даже 0,5 миллиона человек. Это очень серьезные вызовы как для образовательной, так и для пенсионной системы. Мы понимаем, что структуру доходов общества надо планировать на длительный период времени, и мы решили делать это до 2050 года, чтобы увидеть различия, мы передадим эту программу на общественное обсуждение до конца года.
- Существует мнение, что российская экономика очень зависит от природных ресурсов, что делает ее нестабильной. Происходят ли сегодня структурные изменения в экономике России?
- Да, почти половина нашей экономики зависит от добычи природных ресурсов. Но, знаете, я сама почти десять лет проработала в компании «Норильский никель», которая занимается добычей минеральных ресурсов. И могу назвать глубоким заблуждением то, что это не высокотехнологичная отрасль. Для того чтобы добыть эту руду, нужны высокие технологии,, также и для того, чтобы эту руду переработать, нужны очень серьезные технологии. И в этих технологиях очень серьезная конкуренция. Сегодня компании нашей страны, занимающиеся добычей и переработкой минеральных ресурсов, абсолютно востребованы и работают не только на территории Российской Федерации, но и в других государствах. Одновременно мы на государственном уровне поддерживаем другие секторы. Сегодня мы очень поддерживаем сельское хозяйство, это наша приоритетная задача. Мы очень поддерживаем машиностроение. Мы создаем отрасли, которые называем нашей подушкой безопасности.
У нас так выстроен бюджет, что такие спады для бюджета нашего государства не опасны. Даже кризис 1998 года мы смогли пережить достаточно малоболезненно. Почему мы это можем? У нас есть правила формирования бюджета. Не все доходы от нефтегазового сектора поступают в бюджет, часть их образует резервный фонд, размер которого сейчас 5% от ВПП России. Это подушка безопасности, на случай если цена на нефть резко упадет. К тому же, и сама наша зависимость от природных ресурсов диверсифицирована – есть и нефть, и металлы, и другие ресурсы. И это как закон – никогда не бывает так, что цена на все природные ресурсы падает одновременно.
- Считаете ли вы, что возможны большие облегчения визового режима между Латвией и Россией?
- Мы с министром культуры затрагивали этот вопрос, потому что он в интересах культурных связей России и Латвии. Сегодня облегчен визовый режим для жителей приграничья. Граждане, живущие на расстоянии 30 километров от границы Латвии, с российской стороны буквально через месяц в облегченном режиме могут ездить в гости, у кого-то по другую сторону границы есть захоронение, у кого-то – друзья и родственники. Это очень важный шаг. Разумеется, нам очень нужно такое облегчение визового режима, создание особого визового режима. Это в особенности важно для культурных мероприятий. Продление некоторых специальных туристических маршрутов. К примеру, маршрут Даугавпилс-Псков, Псков-Даугавпилс обеим сторонам может принести значимую экономическую отдачу. Поэтому мы будем работать и будем выдвигать при решении визовых вопросов двусторонние партнерские отношения между нашими государствами.
Перевод: Лариса Дереча.