Три знаменитых спринтера-легкоатлета, включая американца Тайсона Гэя (Tyson Gay), в воскресенье признались, что в их допинг-пробах были обнаружены запрещенные вещества, что стало новым поводом для стыда в спорте, который в последние годы столкнулся с десятками случаев употребления допинга.
Гэй – лучший американский спринтер за последнее десятилетие и бывший чемпион мира – заявил в воскресенье, что его допинг-проба дала положителный результат. Асафа Пауэлл (Asafa Powell) из Ямайки, бывший мировой рекордсмен на дистанции в 100 метров, сказал, что также провалил тест на употребление запрещенных веществ. Допинг-проба, взятая у Шерон Симпсон (Sherone Simpson), спортсменки из Ямайки и члена ее получившей олимпийское золото команды по эстафете, также дала положительный результат, сообщил представитель бегуньи.
Эта волна признаний стала особенно ярким примером трудностей, с которыми сталкиваются чиновники в сфере атлетики, пытаясь изгнать допинг с крупнейших стадионов мира. Использование запрещенных веществ в легкой атлетике – это особенно мучительный вопрос.
В условиях, когда победа определяется долей секунды, бегуны уже давно ищут пути – запрещенные или нет – получить преимущество. Награда – международная слава и богатства, которые приходят вместе с ней – создали игру в «кошки-мышки», и пока нет никаких признаков того, что игра эта сбавляет обороты.
В воскресенье Гэй признал, что он является одним из элитных атлетов, использующих запрещенные вещества.
«Я не лгу, – сказал он агентству Associated Press в воскресенье. – Я не могу сказать ничего такого, что заставило бы это показаться ошибкой».
«Я приму любое наказание как мужчина. Я понимаю, что я принимаю, и ответственность лежит на мне».
Он пообещал быть честным с представителями антидопинговых ведомств «обо всем, обо всех, с кем я был, о каждом веществе, которое я когда-либо принимал, любых компаниях, с которыми я когда-либо имел дело, обо всем», сказал он.
Гэй и Пауэлл сообщили, что они откажутся от участия в мировом чемпионате в Москве в следующем месяце. Проба, взятая у третьей бегуньи, Симпсон, также дала положительный результат, сообщил агентству Associated Press ее агент Пол Дойл (Paul Doyle) в воскресенье. Симпсон выиграла золотую медаль в женской 400-метровой эстафете в 2004 году и серебро – в 2012-м. Пауэлл признал в воскресенье, что его проба дала положительный результат на оксилофрин, запрещенное вещество. В своем сообщении в Twitter он заявил, что не знает, каким образом принял этот препарат.
«Я никогда сознательно или намеренно не принимал никаких запрещенных препаратов или субстанций, – сказал он. – Я не лжец и никогда им не был. Я потрясен этим действительно удивительным результатом».
Три этих легкоатлета стали последними в длинном списке бегунов, получивших «особые отметки» рядом со своими именами. Некоторые олимпийские чемпионы в 100-метровой дистанции, включая Бена Джонсона (Ben Johnson), Линфорда Кристи (Linford Christie) и Джастина Гейтлина (Justin Gatlin), были дисквалифицированы из-за употребления допинга.
Вероника Кэмпбелл-Браун (Veronica Campbell-Brown), двукратная олимпийская чемпионка в дистанции 200 метров из Ямайки, была снята с соревнований на время разбирательства по поводу ее позитивного теста на диуретик. Год назад спринтер Дебби Данн (Debbie Dunn) вышла из состава олимпийской команды США после положительного результата пробы на отборочных соревнованиях. Американский спринтер Лашон Мерритт (LaShawn Merritt), олимпийский чемпион в дистанции 400 метров на играх в Пекине, был дисквалифицирован на 21 месяц с октября 2010 года после того, как провалил тест на допинг, что, по его словам, оказалось результатом употребления таблеток по повышению сексуальной активности.
Однако самой известной американской бегуньей, пойманной на допинге, оказалась Мэрион Джонс (Marion Jones), ставшая олимпийской чемпионкой на играх в Сиднее в дистанции 100 и 200 метров. Она лишилась пяти медалей, полученных на той олимпиаде, и отсидела срок в федеральной тюрьме после того, как солгала об употреблении допинга.
30-летний Гэй должен был представлять «новую эпоху». Он был главной надеждой Америки в ее попытке «догнать» Усэйна Болта (Usain Bolt), самого быстрого спринтера в мире.
Он также был одним из немногих атлетов, которые подписали особую клятву под названием «Моя победа». В клятве, продвигаемой Американским антидопинговым агентством, говорилось: «Единственный спорт, в который я верю, это чистый спорт, спорт, в котором нет никакого обмана, включая допинг».
Гэй выиграл три золотые медали на мировом чемпионате в Осаке в 2007 году, победив Пауэлла, который на тот момент был мировым рекордсменом, в стометровке, и Болта – в дистанции 200 метров.
Гэй сейчас – американский рекордсмен в стометровке с показателем в 9,69 секунд. Он продемонстрировал три самых быстрых результата в мире в стометровке в этом году. По его словам, положительной оказалась проба, взятая 16 мая. Скоро появятся результаты дополнительной пробы для подверждения результатов. Гэй отказался сообщать, какое именно вещество было обнаружено в ходе тестирования, а его представители на запросы о комментарии не ответили.
Может показаться, что подобные допинговые нарушения – лишь новое свидетельство того, что легкая атлетика все еще не может разрешить этот проблемный вопрос. Однако независимые антидопинговые эксперты говорят, что частые случаи нарушений в легкой атлетике и велоспорте являются отражением тщательных протоколов тестирования в этих видах спорта. Стимул обманывать существует и в других видах спорта, однако положительные результаты не так часты из-за того, что процедуры тестирования, возможно, не являются столь строгими.
Положительные результаты допинговых тестов спортсменов из Ямайки, скорее всего, привлекут новую волну внимания к Болту, мировому рекордсмену в дистанции 100 и 200 метров. Он долго отрицал использование запрещенных веществ и ранее в этом месяце сообщил журналистам, что был «чист». «Пожалуйста, тестируйте меня каждый день, если это необходимо, чтобы доказать это всему миру», – сказал он.
Однако в последнее время даже негативный результат теста необязательно является доказательством того, что спортсмен не употреблял допинг. Джонс долго отрицала использование таких веществ, а взятые у нее пробы никогда не оказывались положительными. Официальные результаты тестов Лэнса Армстронга (Lance Armstrong), который семь раз подряд выигрывал на «Тур де Франс» и также долго отрицал употребление допинга, также никогда не оказывались положительными. Оба этих спортсмена позднее признались в использовании стимулирующих препаратов.
В попытке избавить легкую атлетику от допинга чиновники в этом виде спорта обратились к утонченной системе тестирования, которая называется «биологическим паспортом» и похожа на метод, используемый в велоспорте. Вместо тестирования на конкретные вещества программа отслеживает «профиль крови» спортсмена и способна обнаружить отклонения, которые могут свидетельствовать об использовании стимулирующих субстанций.
В марте представители регуляторного органа в сфере легкой атлетики сообщили, что расследуют 17 возможных случаев употребления допинга, раскрытых при помощи программы биологического паспорта. Представители Международной ассоциации легкоатлетических федераций не ответили на запрос о комментарии.
Американское антидопинговое агентство в воскресенье в ответ на признание Гэя выпустило заявление, в котором отмечает, что «приветствует его подход к ситуации и его решение добровольно отказаться от участия в соревнованиях, пока не будут исследованы все факты, связанные с его тестами».
Один из тренеров Гэя, Лэнс Брауман (Lance Brauman), сказал, что был шокирован позитивными результатами его теста.
«Мы с Тайсоном знаем друг друга очень давно, – сказал он. – Я верю его словам о том, что он во всей этой ситуации будет вести себя открыто и честно».
Брауман отсидел срок по обвинениям в фальсификации академических справок его студентов-спортсменов, включая Гэя, а также, среди прочего, в незаконном использовании бюджетных средств из студенческой программы финансовой помощи через трудоустройство для оплаты обучения своих подопечных.
Брауман сказал, что ни он, ни кто-либо иной, связанный с его командой, не является тем человеком, который, как отметил Гэй, злоупотребил его доверием.
По словам Гэя, он ждет результатов допинг-пробы B, и подробности дела еще не ясны.