На фоне инцидента с самолетом президента Боливии Эво Моралеса, которому ряд европейских государств не дали разрешения на пролет над своей территорией, и требований о выдаче бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США (АНБ) Эдварда Сноудена вновь наглядно проявились узы солидарности, связывающие между собой латиноамериканские страны (от Центральной Америки до юга континента). Это свидетельство активной жизненной позиции наших народов, столь нетипичной для современного мира, где во главе угла стоят эгоизм и защита личных интересов, а не прав человека.
Несмотря на угрозы со стороны США и самого президента Барака Обамы, главы трех латиноамериканских государств - Венесуэлы, Никарагуа и Боливии - предложили Сноудену убежище, вот уже несколько недель находящемуся в транзитной зоне московского аэропорта Шереметьево. Сам Сноуден вновь обратился с просьбой о предоставлении ему убежища в России, от которого он ранее отказался ввиду условия президента Путина не причинять вреда США.
Читайте также: Теряют ли США Латинскую Америку?
Однако следует отметить, что, согласно сообщениям мировой прессы, Барак Обама, узнав, что Сноуден повторно обратился к российским властям с просьбой о предоставлении ему убежища, позвонил Путину и заявил, что возможное предоставление убежища бывшему сотруднику АНБ вступит в вопиющее противоречие с тем, что несколько дней заявил Путин, обусловив предоставление убежища Сноудену его обещанием не причинять ущерба США. Это равносильно тому, что предложить Сноудену замолчать навсегда.
В свою очередь, президенты стран, входящих в Южноамериканский общий рынок (Mercosur) - Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Уругвая (Боливия находится в процессе присоединения) - на своем совещании в Кочабамбе (Cochabamba) решили отозвать для консультаций своих послов в Испании, Франции, Италии и Португалии. То есть из тех стран, которые не разрешили самолету Эво Моралеса пролететь над своей территорией. Кроме того, они пригласят дипломатических представителей вышеупомянутых четырех государств для того, чтобы проинформировать их об этом решении. Они также направят официальную ноту протеста каждому из правительств, которые отказались дать разрешение на пролет самолету Эво Моралеса, и потребуют соответствующих объяснений и извинений.
Все еще непонятно, чем закончится этот инцидент с президентским самолетом, в очередной раз показавший миру, с одной стороны, в каких ежовых рукавицах держат США своих друзей и партнеров (в данном случае - ряд ведущих государств Европы), а с другой - наглядно продемонстрировавший солидарность стран Латинской Америки и те крупные изменения, которые произошли на этом континенте, особенно в южной его части. К сожалению, эти изменения не затронули Мексику и Колумбию (несмотря на определенные усилия Энрике Пеньи Ньето, носящие скорее характер протокольных жестов, чем четко обозначенную политическую позицию).
Также по теме: Латинская Америка нанесла поражение неолиберализму
И все же мы надеемся, что сам ход событий естественным образом приведет президента Мексики в то политическое русло, которое ближе к южноамериканским странам, чем к его северному соседу. Возможно ли это?
Даниэль Эллсберг (Daniel Ellsberg), 40 лет тому назад передавший прессе секретные документы Пентагона о войне во Вьетнаме, сейчас утверждает, что во всей истории США не было столь серьезной утечки информации, поскольку Сноуден рассказал об американских системах слежения не только за зарубежными странами и руководителями, но и -что самое важное! - за самими гражданами и должностными лицами США. Бывший сотрудник АНБ показал всему миру, что эта деятельность является прямым нарушением Конституции США и всех мыслимых прав человека, которые эта страна якобы защищает.
Начальники Сноудена утверждают, что он раскрыл некоторые приемы деятельности АНБ, занимавшейся перехватом писем и переговоров людей по всему миру.
Сноуден нанес удар такой силы, что можно понять (но не оправдать) яростную реакцию официальных властей США во главе с президентом Обамой. Попранными оказались не только права гражданина и человека, провозглашенные в Конституции США, но также 4 и 5 поправки к этой Конституции, которые теоретически охраняют гражданина от несанкционированного вторжения в его личную жизнь. После обнародования Сноуденом данных о деятельности АНБ можно утверждать, что эти поправки прекратили свое действие и остались лишь на бумаге.