Северная Корея продолжает разработку ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет, Китай в очередной раз нарушает морские границы у берегов островов Сенкаку. В условиях ужесточения окружающей обстановки с точки зрения обеспечения безопасности часть населения Японии выступает в поддержку ядерного вооружения страны. Мы поговорили на эту тему с Колином Пауэллом (Colin Powell), который, проработав в командовании американской армии и в качестве госсекретаря США, в последние годы выступает за отказ от ядерного оружия.
Asahi: Почему вы считаете ядерное оружие ненужным?
Колин Пауэлл: Потому что это самый беспощадный вид вооружений. Ни один нормальный лидер страны не захочет переходить последнюю черту и использовать ядерное оружие. А если оружие не используется, то оно в принципе бессмысленно.
Я говорю с военной точки зрения. В политическом плане ядерное оружие обладает сдерживающей силой, поэтому КНДР считает, что завладев ядерным оружием, она увеличит свою мощь и укрепит позиции. Именно поэтому я и выступаю за ядерное разоружение. Сократить количество вооружений сразу до нуля сложно, но лучше стремиться к цели полного ядерного разоружения.
Важно контролировать ядерное оружие при сотрудничестве всех стран и ограничивать доступ к екму. Террористы могут протянуть свои руки к разработке простейшего или базового ядерного оружия. Сейчас эта угроза реальна.
– Могут ли США сдерживать Северную Корею только с помощью обычных вооружений?
– Мое личное мнение состоит в том, что обычные вооружения очень сильны, отпадает необходимость использовать ядерное оружие. Если КНДР применит ядерное оружие или покажет свое намерение это сделать, то, наверное, США сразу же разрушат существующий режим. Поэтому и в военном, и в дипломатическом понимании у Северной Кореи нет причин для применения ядерного оружия.
Семья Ким считает, что может удержать сильное положение за счет ядерных боеголовок, бросая все силы на армию, но это не помогает им защищать себя, а только увеличивает риск. Разработка ядерного оружия граничит с самоубийством.
– Китай тоже подумывает о модернизации своего ядерного арсенала.
– США постоянно находятся в процессе модернизации. Если это повысит безопасность и степень доверия, а также приведет к обновлению системы, то я - за.
– Представим, что между Китаем и США вспыхивает конфликт. Сможете ли вы убедить Китай не прибегать к ядерному оружию?
– Я полагаю, что такое не может произойти, никогда даже не думал об этом. США не состоят во враждебных отношениях с Китаем. Многие люди считают, что вслед за обогащением Китая когда-нибудь последует его переход в стан врагов, но я уже сорок лет езжу в Китай и так не считаю. Китай вытащил многих жителей из бедности, превратился во вторую мировую экономику. Китай не стал врагом США и преуспел. Поэтому зачем ему ни с того ни с сего вдруг становится врагом США?
Китай уже не беден. Они наверняка хотят повысить свое влияние в мире. Но это влияние рождается главным образом из экономической мощи. Я никогда всерьез не думал о возникновении конфликта между США и Китаем, будь это ядерное оружие или обычное вооружение.
– В международной политике существует понятие ядерного сдерживания. Если ядерный арсенал не работает с военной точки зрения, то каким образом он меняет ситуацию?
– Ситуация уже изменилась. Когда я работал председателем Объединенного комитета начальников штабов, США располагали огромным ядерным арсеналом. Мы очень сильно сократили объемы хранящегося оружия. ВМС были лишены ядерного вооружения за исключением баллистических ракет на подводных лодках. В ВВС еще остается запас стратегического ядерного оружия, но (большая часть была сокращена).
Я бы хотел передать КНДР и Ирану следующее послание: «Вы впустую тратите свое время и деньги. В погоне за обладанием несколькими ядерными боеголовками вы подвергаетесь международным санкциям, разрушаете свои страны. Вы уверены в такой необходимости?» Самое мощное политическое оружие – это экономический рост, а не ядерное вооружение.
– Однако это их не убеждает.
– Мы убедили многие страны. Например, Ливию. Есть страны, которые сами все поняли (Бразилия и Аргентина) и прекратили свои разработки ядерного оружия. Они посчитали, что лучше перестроить экономику. К такому заключению на практике не пришли только Иран и Северная Корея.
– Потому что ядерное оружие означает политические преимущества.
– Конечно, это так, но странам, обладающим ядерным оружием, будет достаточно гораздо меньшего количества единиц для того, чтобы иметь его на случай возникновения чрезвычайной ситуации в качестве сдерживающей силы. Сокращение ядерных вооружений осуществлялось и во время моей службы на посту госсекретаря США, и при Обаме с помощью подписания договора СНВ-3 (New START), идет работа по возобновлению переговоров с Россией, чтобы добиться еще большего сокращения. Однако в течение последних десяти лет США продолжают говорить, что будут сокращать объемы ядерных вооружений, даже без переговоров с другими странами.
КНДР и Иран - просто сумасшедшие, поэтому там есть люди, заявляющие о применении ядерного оружия. Я думаю, что, даже несмотря на ненормальность системы в Северной Корее, внутри нее есть своя мудрость, и она не пойдет на самоубийство. То же касается и Ирана.
Когда между Ираном и Пакистаном вспыхнул конфликт (в 2002 году), я позвонил президенту Пакистана Мушаррафу и сказал: «И вы, и я должны понимать, что ядерное оружие применять нельзя. Вы что, хотите стать первой страной, применившей ядерное оружие после августа 1945 года? Может, еще раз посмотрите фотографии Хиросимы и Нагасаки? Неужели вы хотите такого, неужели можете думать об этом?» Конечно, ответом пакистанского президента было «нет». Иран отреагировал точно так же. Они охладили свой пыл, и конфликт был разрешен.
– Что Вы думаете по поводу идеи о том, что Япония должна поддерживать возможность ядерного вооружения в случае необходимости в будущем, используя АЭС?
– Атомная энергия не должна быть оружием. После землетрясения, цунами и аварии на АЭС «Фукусима» Япония столкнулась со сложной проблемой. Сможет ли она отказаться от атомной энергии, будет ли увеличивать объемы твердого топлива, приготовившись к загрязнению атмосферы, сможет ли она покрыть недостаток атомной электроэнергии за счет энергии солнца и ветра – все это должна решить сама Япония.
– Вы не переживаете насчет ядерного вооружения Японии?
– Нет, я не переживаю. На это есть две причины. Первая заключается в том, что я никогда не встречал никого среди серьезных японских политиков и руководства сил самообороны, кто бы на самом деле думал о ядерном вооружении.
Во-вторых, ядерное вооружение будет расходиться с логикой вещей. За шестьдесят прошедших лет Япония смогла перейти из руин, оставшихся после войны и атомных бомб, к замечательному экономическому уровню и уровню жизни людей, она стала одной из самых успешных стран. Таких больших перемен она добилась, не имея ядерного оружия.
– Каким образом Япония должна содействовать ядерному разоружению?
– Один из способов заключается в повторном подтверждении Японией отсутствия ядерного оружия и планов по его разработке, отсутствия стремления им обладать. Если Япония отойдет от этой позиции, то процесс отказа от ядерного оружия будет осложнен.
В рамках шестисторонних переговоров Япония и США всегда настаивали на денуклеаризации Корейского полуострова. Если Япония начнет выражать желание изучить вопрос ядерного вооружения, то как поведет себя Южная Корея? Япония должна обратиться к своей истории. В течение шестидесяти прошлых лет она не имела ядерного оружия. По сравнению с эпохой холодной войны в мире воцарился мир. Благодаря тому, что Япония не вооружается, американский президент мог привести эту страну в качестве прекрасного примера.
Colin Powell родился в 1937 году. После окончания университета поступил на службу в армию, во время войны в Персидском заливе был председателем Объединенного комитета начальников штабов. С 2001 по 2005 годы занимал должность госсекретаря США при правительстве Буша.
В завершение
Пауэлл стал первым афроамериканцем в руководстве армии США и первым темнокожим госсекретарем США. После отставки он ответил отказом на приглашения инвестиционных банков. Его высказывания носят независимый характер. В своей книге он пишет, что отказался от значительных сумм, так как посчитал, что будет служить «в основном причиной приезда и приманкой клиентов на ужин».
Он периодически выступает в роли советника президента Обамы, но ни президент, ни Пауэлл не разглашают содержания этих разговоров. Несмотря на то что он занимал важный пост в правительстве республиканцев, Пауэлл оба раза голосовал за демократа Обаму на выборах, что вызвало обсуждение в обществе.
Позиция президента Обамы по стремлению к ядерному разоружению известна даже в Японии. Однако все началось несколько лет назад, когда группа умеренных республиканцев во главе с бывшими госсекретарями США Киссинджером и Шульцом стали настаивать на сокращении и отказе от ядерного вооружения в будущем, опасаясь его попадания в руки террористов. Пауэлл придерживается того же мнения.
Пауэлл - не просто идеалист.
Он не отрицает политического значения ядерного оружия по сдерживанию, он не думает, что возможно сразу отказаться от него. Но он считает, что долговременная позиция США и других стран в стремлении к полному ядерному разоружению связана с мировой стабильностью. Можно назвать это идеализмом, который основывается на сложности реальной международной политики.
На меня произвело впечатление объяснение Пауэлла о том, какой международный ущерб может принести ядерное вооружение Японии. Когда Япония, страна, подвергшаяся атомной бомбардировке, начнет обсуждение своего ядерного вооружения, то идеал – полный отказ от ядерного оружия – станет далеким.
Может ли в Японии в условиях угроз от КНДР вырасти уровень поддержки ядерного вооружения? Возможно, прячась за словами о том, что он не беспокоится, Пауэлл на самом деле внимательно наблюдает.