Черемушки/Москва/Калининград – В южной части Сибири, ближе к границе с Монголией, чем к крупному российскому городу Красноярску, мало что может закрыть вид на таежные просторы. Только прогресс встает на пути в образе поразительного по своим размерам алюминиевого комбината с дымящими трубами. Вместе с некоторыми другими заводами в Сибири этот комбинат делает алюминиевый концерн UC Rusal, принадлежащий магнату Олегу Дерипаске, крупнейшим в мире. Они не случайно расположены в сибирской глуши: в двух часах езды к югу отсюда находится крупнейшая в России гидроэлектростанция, которая и снабжает комбинат относительно недорогой электрической энергией. На примере этой электростанции можно понять, какие колоссальные задачи выполняет в этой крупнейшей по территории стране электричество. А также понять, какие могут произойти сбои.
Катастрофа на Енисее
Эта плотина больше, чем дамба Гувера: ее длина составляет один километр, а высота - 242 метра. Это бывшая образцовая советская Саяно-Шушенская гидроэлектростанция. Она расположена недалеко от небольшого поселка Черемушки и сдерживает с противоположной стороны воды Енисея, одной из трех крупных сибирских рек. Основание плотины, способное выдержать землетрясение силой в 8 баллов по шкале Рихтера, было построено в период с 1968 по 1978 год, и в результате возникло водохранилище, площадь которого составляет 621 квадратный километр. По показателям стабильности она была занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Однако про ее внутренний состав сказать то же самое нельзя – 17 августа 2009 года там погибли 75 человек, когда потоками воды были сорвана одна из турбин, а ее детали были выдавлены в машинное отделении станции. Это помещение длиной в несколько сот метров было полностью заполнено мощными потоками воды, оборудование было выведено из строя, а некоторые его части обрушились.
Читайте также: Строят атомную электростанцию по соседству с Балтией
Десять турбин этой гидроэлектростанции находились в эксплуатации в течение двадцати лет. Все они пострадали в результате произошедшей аварии, и все нужно было либо заменить, либо отремонтировать, объясняет заместитель главного инженера станции Дмитрий Рыбалко. Ремонтные работы ведутся уже почти четыре года, а общая их стоимость должна составить 45,2 миллиарда рублей (1,3 миллиарда швейцарских франков). Каждую турбину весом 145 тонн и шириной в шесть метров доставляют из Санкт-Петербурга сначала по Баренцеву морю, а затем по Енисею до поселка Черемушки. Весь путь составляет 5900 километров. Машинное отделение представляет собой сейчас строительную площадку, тогда как шесть турбин общей мощностью в 3840 мегаватт уже работают. К концу 2014 года должны быть заменены и остальные агрегаты, и тогда их общая мощность достигнет 6400 мегаватт.
Советские следы
В докладе о результатах проведенного исследования говорится об изношенности материалов, разрушенной из-за сильной вибрации турбины, а причиной аварии, по всей видимости, стало неправильное техническое обслуживание. Об этом свидетельствуют многочисленные крепежные штифты в верхней части турбины, которые потоками воды были выброшены в машинное отделение. По мнению менеджера по взаимодействию с инвестиционным сообществом компании «РусГидро» Александра Гольдина, в инструкции по обслуживанию не было сказано о необходимости проверки штифтов. Кроме того, частые включения и выключения также способствовали усилению вибрации, считает Гольдин. В средствах массовой информации говорилось о том, что после развала Советского Союза эта гидроэлектростанция беспощадно эксплуатировалась, и из нее пытались выжать максимум возможного.
После развала Советского Союза контроль над Саяно-Шушенской ГЭС в 1993 году был передан электроэнергетическому гиганту, компании «РАО ЕЭС». Компания «РАО ЕЭС» была создана годом ранее по указанию Кремля, которому достались 52% ее акций и который передал в ее распоряжение основные крупные электростанции, электрические сети, а также активы более 70 региональных поставщиков электроэнергии. Такими образом этот сектор и после развала Советского Союза оставался под контролем вертикально интегрированного государственного гиганта, который затягивал с инвестициями, поскольку потребление электроэнергии на фоне нестабильности 90-х годов сократилось на одну пятую.
Также по теме: Премия за создание технологий, которые произвели «революцию» в атомной физике
В последнее время спрос вернулся на прежний уровень. Россия потребляет в год около 1000 тераватт-часов электроэнергии, что делает ее третьим по объему энергетическим рынком в мире. Однако этот рынок еще не полностью освободился от наследия советского времени – и то же самое можно сказать об оставшемся с того периода аэропорте расположенного к северу от Саяно-Шушенской гидроэлектростанции провинциального города Абакан, где, как и в прежние дни, только каждая третья лампочка освещает темноту. В те годы электроэнергия производилась в первую очередь для промышленных предприятий. И сегодня не возникает такого впечатления, что электроэнергии достаточно, хотя крупнейшая в стране гидроэлектростанция находится практически у порога.
Государство остается на рынке
Лишь в 2003 году, когда растущий спрос, недостаток инвестиций и неэффективность потребовали реформирования электроэнергетического сектора, государство избавилось от «РАО ЕЭС». В ходе дальнейшей волны приватизации этот рынок в 2007 году был открыт для иностранных компаний, и с тех пор немецкий концерн E.On и итальянская Enel активно присутствуют в этой стране. Россия добилась значительного прогресса, но ей еще предстоит много сделать: государство сохраняет прямой контроль над операторами сетей, атомными электростанциями («Росатом») и гидроэлектростанциями («РусГидро»). Помимо этого среди акционеров многих поставщиков доминирующее положение занимают другие государственные предприятия. В результате образовалось сплетение «перекрестного участия», в рамках которого акции предприятий перемещаются в соответствии с политическими интересами. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), около 60% энергетического потенциала страны находится в руках государства. И цены не везде стали свободными: для домашних хозяйств они в основном регулируются, и в этом отношении в ближайшее время ничего не изменится. Поэтому на розничном уровне во всей стране не хватает конкуренции. В интересах политики цены удерживаются на низком уровне, а их постоянная корректировка и регулирование этого сегмента представляют собой факторы неопределенности для предприятий и инвесторов. В целом в стране существуют различные зоны: есть такая зона, где цены полностью регулируются, так как местный поставщик является монополистом на рынке. Кроме того, существуют еще изолированные и отдаленные регионы на северо-востоке страны, в которых функционирует только один (естественно, регулируемый) розничный рынок. В двух зонах в период с 2007 года по 2011 год цены были постепенно либерализованы – но только для крупных клиентов. Их потребление в этих двух зонах составляет около 80% всего рынка. Первая зона охватывает европейскую часть России, включая Урал, а вторая зона – это центральные части Сибири. Подобное деление проведено с учетом «узких мест» в сфере предложения и сетевой инфраструктуры: имеющихся мощностей не хватает для того, чтобы создать на территории страны, занимающей 11% мировой суши, полностью интегрированный электроэнергетический рынок.
Читайте также: Энергетическая революция вопреки планам Путина
Для того, чтобы привлечь больше инвестиций в инфраструктуру, крупные потребители должны платить не только за электроэнергию, но и за предоставление энергетических мощностей. Таким образом, помимо электроэнергетического рынка возник также рынок резервных мощностей, на котором поставщики получают по крайней мере половину своих доходов. Потребность в модернизации ощущается весьма остро: по данным Министерства энергетики, средний возраст гидроэлектростанций в стране составляет 30 лет. Около половины из них уже выработали свой ресурс. Международное энергетическое агентство в 2011 году пришло к выводу о том, что Россия должна до 2035 года вложить около 580 миллиардов швейцарских франков в свою электроэнергетическую инфраструктуру, и 340 миллиардов швейцарских франков должны быть направлены в сферу производства электроэнергии.
Насколько оправданы подобного рода инвестиции, показывает посещение «чудо-фабрики» Кирилла Йокефского (Kirill Jokefski). Так главный инженер называет свою расположенную на западе Москвы и работающую на природном газе электростанцию, блоки которой были введены в эксплуатацию, соответственно, в 2007 году и в 2009 году. Коллеги с других электростанций постоянно обращают внимание на то, что ее трубы не выбрасывают никакого дыма, рассказывает Йокефский. Затем они спрашивают, почему она не работает. Йокефский, отец которого также работал в свое время на электростанции, не скрывает своей гордости: на его «чудо-фабрике» отработавшие газы используются для того, чтобы вращать лопасти паровых турбин. Чем новее техника, тем больше используются возможности природного газа и тем меньше производится вредных выбросов в атмосферу.
Образцовая «чудо-фабрика»
«Чудо-фабрика» - это небольшая городская электростанция, мощность которой составляет 226 мегаватт. Если судить по проекту, то это самая современная в России установка, в оснащении которой использовалась международная техника. Турбины поставила фирма Siemens, трансформаторы были изготовлены компанией ABB, оборудование для трансформаторной подстанции произведено компанией Areva, а вентили и арматура – фирмой Krombach. Тем не менее эта электростанция является типичной для производства электроэнергии в данной части этой гигантской империи. Если в Сибири, с учетом ее географического положения, доминирующее место занимают гидроэлектростанции, то на западе ключевая роль принадлежит теплоэлектростанциям, которые необходимо снабжать топливом. 44% электроэнергии в России производится за счет сжигания природного газа, а что касается угля и гидроэлектростанций, то на них приходится по 21%. За ними следует атомная энергетика с 11%, и Кремль хочет довести ее долю к 2020 году до 23%. Возобновляемые источники электроэнергии, за исключением гидроэлектростанций, какой-либо заметной роли не играют.
Также по теме: Энергия - Как Финляндия становится экологической заправкой Европы
В Москве расположены 25 городских электростанций. Российская метрополия, в которой, по существующим оценкам, проживают 15 миллионов человек, расходует огромное количество электроэнергии. Здания по всей стране плохо изолированы, потери электроэнергии очень большие, летом на полную мощность работают кондиционеры, а зимой – отопление. Батареи в домах часто сохранились еще с советского времени и не оснащены термостатами, и поэтому иногда люди просто открывают окна для того, чтобы в квартире была приятная температура. Электростанция Йокефского была построена по специальному поводу: она должна снабжать электроэнергией район «Москва Сити» – целый комплекс высотных зданий, расположенных к западу от центра города и представляющих собой ответ Москвы на лондонский район Canary Wharf.
Но Москва – это не Россия, и в часе лета от Москвы на запад ситуация выглядит совершенно иначе: Калининград, бывший Кенигсберг, не только в буквальном смысле отрезан от основной части страны, но еще и от ее электроэнергетического рынка. Поэтому этот российский эксклав с населением примерно в миллион человек относится к зоне с преимущественно регулируемыми ценами. Здесь монополистом является компания «Интер РАО». Если судить по производительным мощностям, то «Интер РАО» является вторым по значимости игроком на российском электроэнергетическом рынке. Она также является крупнейшим продавцом электро энергии в стране, что совершенно соответствует традиции этого бывшего дочернего предприятия «РАО ЕЭС».
Эксклав как экспортный узел
«Для российского народа» - такой лозунг можно увидеть в машинном отделении первого блока теплоэлектростанции «Калининградская». Эта электростанция мощностью 875 мегаватт относится к средним в портфеле «Интер РАО», однако после отключения старых советских установок она является единственным российским источником электроэнергии для Калининграда. Топливо в виде природного газа она получает с родины по трубопроводам, проходящим также по территории Белоруссии – что в прошлом представляло собой определенный риск для безопасности поставок. Сама по себе электростанция относительно новая, и оба ее блока были построены, соответственно, в 2005 и в 2010 году. Они производят не только электрическую энергию, но и тепло. И, тем не менее, в зимнее время Калининград вынужден импортировать электроэнергию из соседних стран, а его резервные мощности, как считают эксперты, незначительны, тогда как потери при транспортировки высоки.
Читайте также: Пять неправильных вопросов об энергетике
В настоящее время Калининград из импортера хотел бы превратиться в экспортера, рассказывает менеджер компании «Интер РАО» Ильнар Мирсияпов. Возможно, электростанция Калининградская в один прекрасный день сможет направить потоки электроэнергии в соседнюю Литву – но значительно более мощный импульс «Интер РАО» ожидает от строительства атомной электростанции на границе с Литвой. Российский концерн мечтает даже продавать электроэнергию в Германию. Относительно этого проекта существуют вопросы технического характера, а также сомнения за границей. Начатые в 2010 году работы в июне были приостановлены. Иностранных инвесторов пока привлечь не удалось, как не удалось найти и покупателей электроэнергии. Только итальянская дочка «Интер РАО» намерена покупать электроэнергию, что не удивительно.
Если говорить в целом, то Россия по сохранившимся с советского времени сетям уже поставляет электроэнергию в прибалтийские государства, а также в Белоруссию, Казахстан и на Украину, а в менее значительных объемах – в Монголию и в Китай. Самым важным ее покупателем является Финляндия. Однако страна не полностью использует свой потенциал: из произведенных в 2012 году 1066 тераватт-часов электроэнергии Россия экспортировала всего около 2%. Причиной этого является нехватка производственных мощностей и отсутствие необходимой сетевой инфраструктуры.
Политические распри
Поэтому «Интер РАО» собирается до 2016 года вложить по стране в целом 7,6 миллиарда швейцарских франков в строительство новых электростанций. Но, как говорит менеджер Мирсияпов, существует финансовая дыра. По его словам, очень важно найти недостающие средства, и в этом смысле компания «Интер РАО» надеется на продажу активов третьему поставщику электроэнергии. В приобретении этого пакета акций заинтересован также государственный холдинг «Роснефтегаз», однако пока еще эта сделка не завершена. Независимо от этого компания «Интер РАО» уже объявила о том, что, начиная с 2016 года, она будет приобретать природный газ в течение 25 лет почти исключительно у тесно связанного с «Роснефтегазом» государственного концерна «Роснефть». Как будто недостаточно одних физических вызовов для российского энергетического рынка – политические неопределенности и политические распри не облегчают решение существующих проблем. Так было и в советское время.
Также по теме: Возобновляемые источники энергии и энергитическая безопасность
Новое проблемное место в государственном участии
С того момента, как Владимир Путин в мае 2012 года в третий раз занял президентское кресло, в электроэнергетическом секторе господствуют неопределенность относительно новой конфигурации государственного участия.
Путин предложил план, согласно которому предполагается распределенные по разным компаниям пакеты акций собрать под крышей влиятельного государственного холдинга «Роснефтегаз» или даже еще увеличить количество подобных активов. «Роснефтегаз» контролирует также нефтяной концерн «Роснефть», и обе компании возглавляет один человек - бывший заместить главы правительства Игорь Сечин, пользующийся доверием Путина.
Однако не все влиятельные люди испытывают радость по поводу амбиций Сечина. В фокусе внимания находятся контролируемые государством поставщики электроэнергии «Интер РАО» и «РусГидро», второй по величине в мире оператор гидроэлектростанций. Сечин в конце июня был избран председателем совета директоров «Интер РАО». Есть информация о том, что «Интер РАО» уже продала «Роснефтегазу» 40% восточносибирского производителя гидроэлектроэнергии «Иркутскэнерго». Такое решение было принято государственной комиссией во главе с Игорем Сечиным. План состоял в том, чтобы компания «Роснефтегаз» продала затем акции «Иркутскэнерго» концерну «РусГидро» – и получила бы в свое распоряжение как часть стоимости 11% акций «Интер РАО». В результате «РусГидро» смог бы расширить свое присутствие на рынке, тогда как «Роснефтегаз» укрепил бы свои позиции в «Интер РАО». Однако компания «Интер РАО» отложила этот план и теперь ведет переговоры о продаже с компанией «ЕвроСибЭнерго», с главный акционером «Иркутскэнерго», контролируемым магнатом Олегом Дерипаской.
Читайте также: Кремль помог Дерипаске выбраться из затруднительного положения
Вместо этого в политических кругах обсуждается вопрос о том, что компания «Интер РАО» могла бы передать новые акции холдингу «Роснефтегаз». Теоретически это было бы таким же вариантом, как с «РусГидро» – хотя он тогда и не сработал: компания «РусГидро» выпустила акции на сумму 110 миллиардов рублей (3,2 миллиарда швейцарских франков) . Их по цене выше рыночной приобрело государство, а не компания «Роснефтегаз». Сечин долго пытался приобрести эти активы, однако его усилия не дали результата. За более чем половину активов государство расплатилось пакетами акций четырех региональных энергетических предприятий, и в результате влияние «РусГидро» выросло.
Эксперты, наблюдающие за политикой Кремля, обнаружили самое большое противодействие амбициям Сечина в правительственном лагере – в окружении более либерального настроенного и отвечающего сегодня за энергетику вице-премьера Аркадия Дворковича. Эти люди, как говорят, не хотят допустить, чтобы реформы и частичная приватизация прошлого десятилетия были бы развернуты в обратную сторону. Накопленные компанией «Роснефтегаз» деньги должны, по их мнению, смягчить потребность в капитале в энергетическом секторе и улучшить ситуацию в области инвестиций, но это не должно происходить за счет потери контроля над ценами. Независимо от этого в настоящее время государственная концентрация продолжается с помощью консолидаций.