Ох уж этот здоровенький и дрыгающий ножками букингемский младенец, сподвигший издательство Harlequin на публикацию целой серии романтических новелл, населивших сегодня сайт Amazon: «Дитя королевской любви», «Сенсация о ребенке шейха», «Его беременная принцесса» и так далее. Этот ребенок, заставивший британских букмекеров трепетать от ужаса в ожидании результатов ставок, а нас познакомивший с фразой «слишком благородный, чтобы толкаться» (в животе у матери). «Где этот королевский младенец?» - закричали пять дней назад газетные заголовки, как будто Виндзоры специально прятали его от нас в утробе герцогини Кембриджской.
Этот ребенок появился на свет и явился народу в понедельник в 16 часов 24 минуты (время лондонское). Вес новорожденного составил 8 фунтов 6 унций, что примерно равно 3,8 килограмма. Говорят, что это прелестный мальчик. Толпы людей собрались у Букингемского дворца в ожидании официального письменного объявления, которое по традиции устанавливают на позолоченной подставке.
«Это важный момент в жизни нашей нации, – заявил о новорожденном премьер-министр Дэвид Кэмерон, о чем сообщил в новостях британский канал ITV. – Но я полагаю, что, прежде всего, это восхитительный момент для прекрасной и любящей пары, получившей новехонького маленького мальчика».
Этот ребенок – он важный ребенок?
Да. Это будущий король Англии. Причем он лишь чуть-чуть важнее, чем была бы будущая королева Англии, ибо в этом году парламент отменил, наконец, древнее правило престолонаследия, дававшее наследнику преимущество над наследницей вне зависимости от очередности появления на свет.
Читайте также: Apple подбирается к младенцам
Посреди всеобщей помпы и ликования есть что-то архаичное и странное в том, что рождение ребенка называют «важным». Ведь «важно» рождение каждого ребенка. Когда мы говорим об этом ребенке, мы на самом деле ведем речь о том мощном водовороте, в который он попал. Это сплав из обожания знаменитости, преклонения перед королевской семьей и буйно расцветшего детско-промышленного комплекса.
Его королевское высочество (имя пока не объявили) пришел в мир, где одна британская фирма по маркетинговым исследованиям недавно посчитала, что связанные с его рождением торжества вольют примерно 400 миллионов долларов в британскую экономику, где доходы от продажи фотографий отпрыска королевских кровей могут составить 15 миллионов долларов (столько журнал People вроде бы заплатил в 2008 году за снимки близнецов Анджелины Джоли). Это мир, в котором такой сайт как Babyrazzi.com занимается составлением списков самых звездных малышей, в котором журнал Forbes несколько лет тому назад вполне серьезно опубликовал анализ «самых влиятельных детей».
Исторически появление долгожданного ребенка означало нечто большее, чем приток наличности. Иногда рождение ребенка меняло историю. Так случилось, когда у короля Якова II неожиданно появился сын. После Реформации 17-го века в Англии возникли мощные настроения против католиков. У Якова II от первой жены были две дочери-протестантки, но когда она скончалась, он перешел в католичество и женился на итальянской принцессе. «Если бы новая королева произвела на свет девочку, трон унаследовали бы старшие дочери-протестантки», и все было бы хорошо, говорит британский историк Джон Эшдаун-Хилл (John Ashdown-Hill).
Но родился Джеймс Фрэнсис Эдуард Стюарт, и это привело к «Славной революции». Более ста лет католикам было запрещено заседать в парламенте, и более трехсот лет монархам запрещалось вступать с ними в брак.
Также по теме: Напоминание о назойливом внимании общественности
Это был важный ребенок.
Зачастую королевские браки являются политическими союзами, и появление ребенка окончательно стирает региональные и внутрифамильные противоречия. Эта традиция зародилась в 11-м веке, ставшем эпохой вторжения норманнов. Тогда король Англии Генрих I (сын Вильгельма Завоевателя) заключил брак с Матильдой Шотландской. Ее дочь, которую также звали Матильдой, считали надеждой на будущее, о чем говорит наблюдатель за королевскими семьями Эйми Лайсенс (Amy Licence).
Это был важный ребенок.
Книга Лайсенс «Royal Babies: 1066-2013» (Королевские дети: 1066-2013) была готова к публикации еще несколько недель назад. «Мы ждем, когда появится официальная фотография, и после этого книга в срочном порядке пойдет в печать», - говорит Лайсенс. Снимок нового ребенка будет на суперобложке, и в таком виде книга попадет на книжные полки.
Но насколько важен этот ребенок с учетом того, что современная королевская семья это в основной церемониальный институт, а зарплату монарху устанавливают налогоплательщики? Насколько он важен с учетом того, что у некоторых американских знаменитостей дома будут побольше, чем у королевской семьи, а рейтинги популярности повыше? Насколько он важен в современных семейных условиях, когда даже у ребенка из простонародья еще до рождения может быть свой аккаунт в Твиттере? В 2013 году любой ребенок это принц – ведь у него на каждый случай разная еда из баночек, пеленки с монограммами и ежемесячные дни рождения («Поздравляем! Тебе сегодня месяц!»).
Это ужасно старомодно – придавать особую значимость любому ребенку в нашем послефеодальном обществе, где почести оказывают по заслугам и достижениям, а не по праву рождения. А список детей, достигших чего-то просто своим появлением на свет, очень короток.
Читайте также: Повысит ли младенец рейтинг Саркози?
Иисус: важный ребенок.
Луиза Браун: важный ребенок. Она стала первым ребенком, «зачатым в пробирке», то есть, родившимся в результате экстракорпорального оплодотворения. Этот процесс изменил характер современной репродукции.
Но в целом современная культура объединяет понятия «знаменитый» и «важный». В преддверии прибавления в королевской семье в Сети появилось множество фотоколлекций со снимками «влиятельных» детей знаменитостей: дочь Бейонсе Блю Айви Картер, дочь Ким Кардашян Норт Уэст, малютки Бранджелины.
Все эти дети – знаменитые дети, но никто из них не является важным ребенком. Когда Блю Айви вырастет, она будет лишь отблеском славы своих родителей. А когда вырастет Сури Круз, девочке придется бороться с тем, что на нее смотрят как на отражение странностей ее отца.
Истинная ценность вклада этих детей в нашу культуру состоит в том, что они говорят нам о наших собственных ценностях. В конце концов, легко и просто опорочить одержимость людей детьми знаменитостей, назвав это явление пошлой таблоидной культурой, которая глубоко проникла в наше сознание, став глянцевой обложкой западных нравов и обычаев.
Беременность знаменитости учит женщин, как быть беременной, говорит профессор Университета Дрейка Рени Крамер (Renee Cramer), чья статья «The Baby Bump is the New Birkin» (Живот беременной женщины как последний писк моды) посвящена беременности знаменитостей. Основная сюжетная линия истории беременности герцогини это повествование о ее прекрасных физических данных, о ее новой одежде, о ее терпеливом нраве.
Также по теме: В Шотландии пропаганда королевского юбилея не удалась
Более того, беременность знаменитостей усиливает представление о том, что каждое беременное женское тело находится в коллективной собственности. По словам Крамер, когда она сама была беременна, люди спрашивали ее: «Ты что, действительно ешь суши? Ты пьешь Кока-Колу? Ты набираешь вес, слишком много веса?» Таким образом, деревня была готова воспитывать ее ребенка еще до его появления из материнской утробы.
А это ребенок королевских кровей, и здесь собственнические чувства увеличиваются многократно. И они будут только крепнуть по мере роста малыша. Когда ему исполнится 2 месяца, герцог и герцогиня пройдут у этих людей экзамен на заботливость и компетентность. В 2 года общество будет по нему судить о том, достаточно ли дисциплинированны его родители. Он будет важен не потому что является почти стопроцентным кандидатом на престол, а потому что через него как через микроскоп общество сможет заглянуть в обычно весьма закрытый частный мир царствующей семьи.
«Стать дедушкой это уникальный момент в жизни любого человека, о чем мне в последние месяцы говорили очень многие добрые люди, – подчеркнул принц Чарльз в своем заявлении, сделанном вскоре после рождения внука. – Поэтому я безмерно горд и счастлив впервые стать дедом».
Между тем, три месяца тому назад, когда уже было известно о беременности бывшей Кейт Мидлтон, ученые в Италии обнаружили остатки скелета первого гибрида гомо сапиенс и неандертальца. Это стало весомым подтверждением того, что современные люди на 1-4 процента являются неандертальцами. Канал Discovery на своем сайте провозгласил: «Первое дитя любви гомо сапиенс и неандертальца».
Тот ребенок изменил лицо (и ДНК) человеческой расы, сделав это 30000 лет назад. Это был важный ребенок.
А королевское дитя – это благословенный сверток радости.