Военные расходы в странах Латинской Америки переживают в настоящее время бум. С одной стороны это связано с экономическим ростом, с другой стороны c обеспокоенностью лидеров стран из-за возникающих угроз внутренней безопасности. В период с 2008 года по 2012 год закупки военной техники и вооружения увеличились на 16%, с 3,42 миллиардов долларов до 3,96 миллиардов долларов в год.
Значительное увеличение военных расходов в регионе также связано с образованием двух полюсов «притяжения» в Латинской Америке. Один полюс составляют радикально настроенные антиамериканские страны - Венесуэла, Аргентина, Эквадор, Уругвай, Никарагуа, Боливия, Куба. Второй – более умеренные Бразилия и Чили, а также вторая по величине страна Латинской Америки - Мексика. Особняком здесь стоит главный союзник США в регионе – Колумбия, размер американской помощи которой уступает только Израилю.
Латинская Америка при рассмотрении тенденций развития военной доктрины значительно отличается от Европы и Азии. Если на европейском континенте и в Азии главной военной угрозой является внешний враг, то в латиноамериканских странах акцент делается на вопросы внутренней безопасности.
Самый большой военный бюджет в Латинской Америке имеет Бразилия. За последние четыре года он вырос на 87%. Расходы Бразилии на оборону в 2012 году выросли на 18 % и составили 34,9 миллиарда долларов. Бразилии в военном плане нет равных на континенте. Несмотря на то, что до недавнего времени на оборону здесь тратилось всего 1,1 % ВВП, Бразилия обладает самыми мощными вооруженными силами в регионе, насчитывающими 314 тысяч человек.
Чтобы понять причины все большей милитаризации Бразилии, необходимо сделать экскурс в историю. На протяжении XX века экономика страны почти непрерывно росла. И к началу третьего тысячелетия страна становилась все более заметной и влиятельной в мировом масштабе. Укрепление экономики позволяло Бразилии проводить и независимую политику.
Бразилия отдает себе отчет в том, что еще с древнейших времен выживание государства не в последнюю очередь обеспечивается боеспособностью его вооруженных сил, способных защитить свои интересы от конкурентов. Так что бразильская милитаризация последних лет не должна никого удивлять.
Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Stoсkholm International Peace Research Institute – SIPRI), военные расходы в Южной Америке за 2012 год выросли на 3,8 %. Наибольший рост военных расходов продемонстрировали: Парагвай - 43%, Венесуэла – 42% и Колумбия – 11%.
Что касается стран Центральной Америки, то их традиционно низкий уровень военных расходов в 2012 году был частично пересмотрен в сторону роста в 8,1%.
Наибольший прирост военных расходов продемонстрировала Никарагуа - 24% и Мексика – 10%. Мексика увеличила свои военные расходы с 2003 по 2012 годы на 81%. Это объясняется тем, что в последние годы в этой стране активизировалась наркомафия, для борьбы с которой пришлось увеличить финансирование армии почти на 10 %.
Увеличение военных расходов в Никарагуа связано с территориальным спором с Коста –Рикой в районе пограничной реки Сан-Хуан , которая испокон веку протекает между этими двумя государствами в Центральной Америке, служа им природной границей. Надо отметить, что Коста-Рика не имеет регулярной армии, поэтому она не может принять ответные меры в отношении Никарагуа.
Хотя в латиноамериканских СМИ много говорится о "гонке вооружений" в регионе, надо не забывать, что большая часть вооружений, состоящих на службе в настоящее время, приобретена в 50-е и 60-е годы прошлого века и давно требует замены. Поэтому большинство объявленных в последнее время военных программ в странах Латинской Америки направлены на модернизацию и замену устаревшей техники.
Никто не сомневается в том, что вооружение необходимо обновлять. Техника некоторых армий настолько устарела, что буквально разваливается. Но если только Мексика и Колумбия ведут внутреннюю войну против наркокартелей и повстанцев, то, как можно объяснить тот факт, что Чили располагает сотнями танков "Леопард-2", самыми лучшими на юге континента? Или что Венесуэла закупает новейшие образцы военной техники у России?
В основе процесса обновления вооружения лежит непростая политическая ситуация в регионе. Всякий раз, когда одна страна начинает закупать оружие, ее соседи также увеличивают военные расходы. Примеров тому немало.
Так закупка Венесуэлой российского вооружения и военной техники вызвала ответную реакцию у Чили. Чили ускорила закупку и постановку на вооружение ВВС 10 новых истребителей Lockheed Martin F-16С/D Block 50/52 и 18 бывших голландских модернизированных самолетов F-16AМ/BМ. Чилийский флот считается одним из самых сильных в Латинской Америке, что подвигло Венесуэлу объявить о намерениях приобрести в России пять подводных лодок проекта 636 и несколько патрульных катеров и фрегатов. Не осталась в долгу и Колумбия, которая объявила о намерении потратить на закупки вооружений 3,7 миллиарда долларов. Пока не ясно, означает ли это начало программы перевооружения или является спонтанной реакцией на телодвижения венесуэльского соседа.
Эксперты SIPRI считают, что границы между военной и внутренней безопасностью в Латинской Америке становятся все более размытыми. Поэтому расходы на внутреннюю безопасность растут даже более быстрыми темпами, чем на чисто военную их составляющую. Анализируя факты, связанные с постоянным ростом военных расходов в странах Латинской Америки, многие политические деятели и эксперты задаются вопросом, о чем в данном случае идет речь: о гонке вооружений или модернизации силовых ведомств?
Возникает также вопрос, почему латиноамериканские страны инициируют "гонку вооружений", не решив основных проблем своих народов? Если нет средств для решения насущных социальных проблем, то почему возникает необходимость закупать новые самолеты, вертолеты, танки и другое вооружение? Почему, если в Латинской Америке почти 200 миллионов человек живут на один доллар в день, регион тратит 50 миллиардов долларов на военные нужды?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.