Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российско-китайские военные учения как противостояние политике Вашингтона в Восточной Азии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начался процесс формирования новой оси Россия-Китай, которая еще проявит себя в противостоянии обеих стран Соединенным Штатам и совместных действиях в разных международных организациях. С развитием американо-японской оси Москва и Пекин в целях создания противовеса США также решат привлечь на свою сторону некоторые настроенные против Запада государства.

Пока Соединенные Штаты, Япония и Филиппины продолжают планировать ряд военно-морских учений в рамках стратегии формирования баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), с 5 по 12 июля нынешнего года Россия и Китай провели самые крупномасштабные морские маневры в заливе Петра Великого у берегов Приморского края России. По информации некоторых источников, в них приняли участие 19 разных военно-морских судов. Китайские военно-морские силы были представлены четырьмя эсминцами, двумя ракетными катерами и одним кораблем поддержки, тремя вертолетами и одной подлодкой. Со стороны России участвовали 12 военных кораблей разного назначения и впервые - самолеты Су-24 производства конструкторского бюро «Сухой». Заявленной целью учений стала имитация захвата судов, похищенных морскими пиратами, тренировка проведения поисково-спасательных операций, воздушно-морской обороны, атаки сосредоточенных морских и подводных объектов и сопровождения торговых судов. В ходе совместных учебных маневров также была поставлена задача повысить уровень сотрудниичества в военных действиях для обеспечения региональной безопасности и ознакомить офицеров ВМС Китая с тактикой иностранных войск.

Россия и Китай проводят совместные военные учения с 2003 года. Двустороннее и многостороннее взаимодействие в этом направлении осуществлялось в рамках общих маневров под кодовыми названиями «Союз-2003», «Мирная миссия-2005», «Мирная миссия-2007», «Мирная миссия-2009», «Щит мира-2009», «Мирная миссия-2010», «Морское взаимодействие-2012» и «Мирная миссия-2012». Кроме этого, после проведения последних учений «Морское взаимодействие» с 27 июля по 5 августа этого года в Челябинской области пройдут другие антитеррористические маневры двух стран под названием «Мирная миссия-2013».

Истинные цели учений


Вполне естественно, что российско-китайские военные учения «Морское взаимодействие-2013» являются ответом на аналогичные мероприятия США и Японии, которые в июне этого года провели ряд совместных морских и сухопутных маневров на острове Сан-Клементе недалеко от Калифорнии. В военных кругах Запада также существует мнение о том, что «Морское взаимодействие-2013» задумано как реакция на американскую стратегию формирования баланса в Азии, где до сих пор остаются неразрешенными китайско-японские разногласия по поводу принадлежности островов Сенкаку (по китайской версии Дяоюй) в Восточно-Китайском море и территориальный спор КНР с Вьетнамом и Филиппинами из-за островов Спратли в Южно-Китайском море. На одном китайском аналитическом сайте последние российско-китайские учения рассматриваются как пример стратегического партнерства Москвы и Пекина в целях нейтрализации политики Японии и США. Там же подчеркивается мысль о том, что союз России и Китая не только соответствует стратегическим целям двух стран, но и являет собой мощную силу, противостоящую гегемонии Запада. Совместные военные учения подробно освещались китайскими СМИ. Несмотря на то, что Министерство обороны КНР подчеркивало, что эти маневры не направлены против какой-либо третьей страны, вполне очевидно, что в первую очередь учения представляют своего рода послание Соединенным Штатам. Оно сводится к тому, что Пекин в настоящее время интенсивными темпами наращивает свою морскую мощь, используя при этом опыт Москвы. С другой стороны, благодаря сотрудничеству с Россией Китай демонстрирует, что в этом противостоянии с США он не одинок.

Есть и другие факты, которые увеличивают обеспокоенность китайских лидеров и заставляют их предпринимать меры для военного союза с Россией. Дело в том, что на Конференции по безопасности в Азии, прошедшей в июне нынешнего года в Сингапуре, министр обороны США Чак Хэйгел заявил о намерении Вашингтона до 2020 года передислоцировать в Азиатско-Тихоокеанский регион 60% ресурсов военно-морских и воздушных сил, базирующихся сейчас за пределами его страны. В настоящее время Соединенные Штаты регулярно проводят военные учения вместе со своими союзниками в акватории, прилегающей к берегам Китая, и расчетливо проводят политику сдерживания влияния Пекина, сохранения своей гегемонии в регионе и разжигания противоречий в районе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.

Российско-китайское сотрудничество в плане проведения регулярных отлаженных маневров и заключения военных контрактов крайне выгодно для Пекина. Это объясняется тем, что Китай достиг больших успехов в деле модернизации армии и увеличения военного производства. Особенно это касается стратегических подводных лодок, ракет для самолетов-истребителей и навигационных систем, причем некоторые из них производятся по китайским проектам, которые отчасти похожи на российские аналоги. В связи с этим профессор  Нан Ли из Департамента стратегических исследований Института ВМС США в Ньюпорте полагает, что участие в маневрах судов самого разного назначения и сложность выполняемых операций говорит о неожиданном увеличении военного сотрудничества России и Китая.

Трудности России и Китая в отношениях с Японией

Последние несколько месяцев Либерально-демократическая партия Японии занимает более жесткую позицию по поводу территориальных споров с Китаем и при поддержке своего старого союзника США стремится ограничить влияние Пекина. Именно поэтому в Пекине обеспокоены попытками правых японских политиков внести изменения в миролюбивую Конституцию своей страны и игнорированием преступлений Японии в годы Второй мировой войны. По мнению китайских аналитиков, японцы намереваются бросить вызов миропорядку, сложившемуся после 1945 года, и возродить свою былую военную мощь. По этой логике, российско-китайские морские маневры трактуются в качестве своевременной меры, которая как никогда прежде выявляет перспективы безопасности Южной Азии, стратегическую игру Японии и США и партнерство Москвы и Пекина. В Пекине также склонны утверждать, что тремя главными задачами американо-японской оси является создание препятствий на пути развития Китая, установление своего господства в водах Восточной Азии, а также установление в этом регионе противоракетной системы. В цели Вашингтона также входит привлечь к этому противоборству и другие региональные государства, такие как Филиппины и Вьетнам.  При этом делается ставка на то, чтобы стимулировать их к явному преувеличению территориальных споров и других острых проблем с КНР в Южно-Китайском море.

Учитывая проблему Курильских островов в отношениях с Японией, Россия напугана ростом японского могущества и обширным присутствием военных сил США рядом со своими восточными рубежами, поэтому она стремится развивает свое стратегическое партнерство с Китаем. Уже сейчас, по мнению некоторых аналитиков, параллельно с уже давно сложившейся американо-японской осью возникает новая российско-китайская сила, которая остро реагирует на враждебные ей трансформации, произошедшие недавно в регионе. Существует также мнение о том, что народы Восточной Азии, Индии, Кореи и Австралии предпримут попытку, удовлетворяя цели обеих групп, присоединиться к одной из них из расчета собственных национальных интересов.

Преувеличение противоречий Москвы и Пекина на фоне их стратегического сотрудничества


Источники на Западе, недовольном развитием отношений двух противостоящих ему сильных соседей, пытаются уменьшать масштабы быстрого роста оси Россия-Китай и, наоборот, преувеличивать их противоречия. Так, американская New York Times в обзоре, посвященном совместным российско-китайским учениям, отметила, что Вашингтона разочарован в попытках России и Китая противодействовать мерам Совета Безопасности ООН против режима Башара Асада в Сирии. То же издание оценило отношения Москвы и Пекина как тактические, указав  при этом на дружбу России с Филиппинами и Вьетнамом, с которыми у Китая имеются территориальные споры. В связи с эти утверждается, что Россия, укрепляя свою оборонную промышленность, увеличивает военный экспорт во всей Юго-Восточной Азии и особенно в те страны, которые не имеют с Китаем добрососедских отношений. Россия, по мнению авторов статьи, также многозначительно воздерживается от каких-либо комментариев по поводу территориальных споров Китая с этими странами, а российские энергетические компании работают там по контрактам, увеличивая добычу нефти и газа. Например, Вьетнам начал переговоры с российским энергетическим сектором по вопросу нефтедобычи на морском шельфе, на который претендует Китай, и Россия даже предпринимает попытки продать этой стране подводные лодки нового поколения. С другой стороны, утверждается, что в Центральной Азии экономически развитый Китай вытеснил Россию на самую периферию. В качестве доказательства приводится то, что КНР эффективно инвестирует свой капитал в строительство шоссейных дорог и энергопроводов центральноазиатских республик, что само по себе является причиной сближения всех этих стран, за исключением Узбекистана, с Китаем. По мнению западных аналитиков, усилия Москвы по включению государств Центральной Азии в Таможенный союз, объединяющий Россию, Белоруссию и Казахстан, мотивируются все той же конкуренцией с Китаем.

Другим орудием западной пропаганды, направленной против союза двух соседних стран, является нагнетание в России страха пред китайцами. В частности, одним из устойчивых доводов пессимистического взгляда на развитие отношений Москвы и Пекина стало убеждение относительно возможности захвата Китаем, самой населенной страной в мире, малонаселенных районов России, богатых природными ресурсами. Однако профессор Ванг Нинг, директор Центра изучения России Шанхайского университета международных исследований, убежден, что последние российско-китайские военные учения свидетельствуют о беспрецедентном улучшении отношений между двумя странами, которые всячески поддерживают друг друга на международной арене и стремятся создать такой многополярный мир, где власть США в значительной мере будет ограничена. Кроме того, хотя Россия и Китай имеют разные интересы в некоторых вопросах, на международном уровне, в рамках деятельности таких организаций, как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, «Большая двадцатка» и Совет Безопасности ООН, они проводят единую политику противостояния западной системе, поэтому противоречивые интересы этих стран в некоторых областях меркнут на фоне подобных совместных действий.

Следует признать, что российско-китайские военные учения, состоявшиеся спустя несколько месяцев после визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина, ясно говорят о следующем: во-первых, налицо полная решимость двух стран расширять свое стратегическое сотрудничество. Во-вторых, они крайне обеспокоены событиями, происходящими ныне в Восточной Азии. В-третьих, вполне очевидно, что начался процесс формирования новой оси Россия-Китай, которая еще проявит себя в противостоянии обеих стран Соединенным Штатам и совместных действиях в разных международных организациях, и развивающееся партнерство двух наций будет возрастать в самых разных международных организациях. С развитием американо-японской оси, противостоящей России и Китаю, и присоединением к ней некоторых стран Восточной и Южной Азии Москва и Пекин в целях создания противовеса гегемонии Соединенных Штатов и формирования многополярного мира тоже решат привлечь на свою сторону некоторые антизападные и антиамериканские государства. Учитывая потенциал ШОС для безопасности и развития стран, в самом скором времени российско-китайская ось продолжит свое структурное развитие в целях противостояния чрезмерным требованиям Вашингтона и, по мнению некоторых специалистов, в будущем нас ожидают еще большие трансформации в этом процессе.

Перевод с персидского Светланы Тарасовой