Кембридж, Массачусетс – Отношения между Соединенными Штатами и Россией сегодня напоминают доклад с буровой: «Мы достигли дна и начали копать дальше». Будь то дело разоблачителя Эрика Сноудена, Сирия или Иран, Соединенные Штаты и Россия постоянно оказываются по разные стороны любой крупной проблемы. Но такую тенденцию можно будет скоро изменить – по крайней мере, по одному спорному вопросу.
9 августа министры обороны и иностранных дел США и России должны провести встречу в Вашингтоне. Они попытаются найти способные дать результат рабочие темы для саммита президента Обамы и российского президента Владимира Путина, который состоится в сентябре. Два лидера встретятся перед саммитом Группы 20, запланированным на 5-6 сентября в Санкт-Петербурге.
По словам заместителя российского министра обороны Анатолия Антонова, на августовской встрече основное внимание будет уделено противоракетной обороне. Это острая проблема, разделившая Россию и США и мешающая реализации новых инициатив в области контроля вооружений и безопасности. Соединенные Штаты утверждают, что предлагаемый к созданию в Европе противоракетный щит предназначен исключительно для защиты от иранских ракет большой дальности. Москва возражает, заявляя, что он может быть использован против России.
Выступая на встрече НАТО 24 июля, Антонов подал сигнал о том, что Россия может проявить уступчивость. Он не стал повторять давнее российское требование о предоставлении юридически обязывающих гарантий того, что американская ПРО не ослабит стратегические ядерные силы России. Вместо этого он призвал подписать российско-американский документ о том, что участие российского Министерства обороны в проекте сотрудничества по ПРО не будет позднее использовано против России. «Мы просто обязаны найти решение тех проблем, которые нас разделяют», - сказал Антонов.
Американский и российский президенты предлагали разные формы сотрудничества в вопросах ПРО в интересах наращивания доверия и укрепления безопасности, однако им так и не удалось найти способы реализации своих идей. Чтобы договориться по противоракетной обороне, Обаме и Путину следует взять на вооружение в качестве примера сотрудничество двух стран в космической области.
Космос и ракетостроение в 1950-е и 1960-е годы находились в эпицентре российско-американского стратегического соперничества. Никто в то время и не думал о том, что две страны когда-нибудь поделятся хотя бы рецептом еды для космонавтов из тюбика, не говоря уже о секретных космических технологиях.
Но постепенно, с разрешения и по указанию с самого верха страны начали заниматься сотрудничеством в космосе. Когда закончилась холодная война, и военные бюджеты в обеих странах были сокращены, космонавтика из сферы конфронтации превратилась в область сотрудничества. Причины были в основном экономические. Россия и Соединенные Штаты обнаружили, что вместе они могут сделать то, что отдельно им было недоступно.
Политические и технические реалии сегодняшнего дня исключают создание в полной мере совместной российско-американской системы противоракетной обороны. Тем не менее, даже скромное сотрудничество может обеспечить обеим сторонам оптимальную и более дешевую всеохватывающую оборону. То, как Соединенные Штаты и Россия превратили свое космическое соперничество в сотрудничество, может послужить примером для изменения характера отношений в области противоракетной обороны. Вот пять шагов, которые два государства могут позаимствовать из сферы космического сотрудничества.
Поставить общие цели. США и Россия не смогли бы наладить сотрудничество в космосе, если бы не договорились об общих целях, таких как создание Международной космической станции. Москва и Вашингтон должны сосредоточиться на общей цели защиты от угроз со стороны баллистических ракет.
Синхронизировать действия чиновничьих аппаратов. В 1992 году Москва создала Российское космическое агентство «Роскосмос», и у НАСА появился непосредственный партнер, что существенно облегчило сотрудничество. Россия должна создать свой аналог американского Агентства противоракетной обороны.
Установить правовые рамки. Начиная с 1992 года, юридические соглашения позволили запускать американские спутники с российских ракет, а также стыковать американские шатлы к российской космической станции. Нужны аналогичные соглашения в области ПРО, чтобы компании двух стран могли рисковать своими деньгами, сотрудничая по вопросам противоракетной обороны.
Облегчить ограничения, касающиеся обмена технологиями. Соединенные Штаты и Россия выиграют от обмена технологиями в области ПРО, если два государства откроют двери для сотрудничества промышленности. Это уже сделано в космической сфере для некоторых компаний, которые, помимо прочего, занимаются вопросами ПРО.
Добиваться слаженной работы с целью сокращения издержек. Компании высоких технологий из США и России нашли пути для сотрудничества, когда их правительства дали им такую возможность. Они успешно сокращают издержки, защищая при этом свои национальные и промышленные секреты. То же самое можно сделать в области противоракетной обороны.
Самое темное время суток всегда наступает перед рассветом. Двум президентам пора взять дело в свои руки и повести за собой остальных. Сотрудничество в исследовании космоса доказывает, что отношения могут и не достигать дна.
Генерал Кевин Райан – директор проекта по вопросам обороны и разведки Белферовского центра при школе им. Кеннеди Гарвардского университета (Harvard Kennedy School’s Belfer Center). Симон Сараджян научный сотрудник этого центра и бывший корреспондент Space News в Москве.