Празднование 1025-летия крещения Руси в Киеве подытожило провал церковной составляющей российской экспансии на Украине во главе с Патриархом Кириллом.
27 января 2009-го года Поместный собор Русской православной церкви избрал Патриархом Московским и всея Руси Кирилла, значительно более младшего и амбициозного предшественника Алексия II. С первых месяцев своей деятельности тот обнародовал концепцию церковного «Русского мира», который должен стать эффективным инструментом консолидации ряда постсоветских стран в условиях пробуксовки их политической интеграции в неоимперские проекты Кремля. Но за четыре прошеших года, оказалось, что такая «духовная» экспансия с явным политическим подтекстом вызвала обратную реакцию на территориях, на которые претендовал Кирилл.
Сила действия равна силе противодействия
Инициированное Кириллом создание митрополичьих округов и назначение новых высших иерархов церкви в странах Центральной Азии привело к конфликту предстоятеля РПЦ с руководителями ряда тамошних государств. Как следствие – власти Узбекистана и Киргизии, вполне лояльные к Московскому патриархату в прошлом, так и не позволили Кириллу посетить эти азиатские государства в 2011-м году во время празднования 140-летия образования Ташкентской епархии. Очевидно, одна из причин – Патриарх проигнорировал светскую власть этих стран, назначая в них новых церковных иерархов. Отрицательно отреагировал на кадровые попытки Кирилла отстранить от должности митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира (Николая Кантаряну) и официальный Кишинев – в 2011-м году ему ограничили сроки и географию визита в Молдавию и не допустили в основные ареалы обитания верующих РПЦ. Прежде всего из-за своих амбиций и нетерпимости Кирилл вступил в конфликт и с главами других православных патриархатов. Показательно, что на праздновании 65-летия Патриарха не было представителей Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Сербской, Кипрской, Элладской, Албанской и Американской церквей.
Читайте также: Украине нужен собственный миф
Однако самый масштабный провал Кирилла – Украина, где, по оценкам экспертов, сосредоточена львиная доля паствы Московского патриархата, и это дает основания ему говорить, что в случае создания единой Поместной Церкви на Украине именно она могла бы стать крупнейшей в мире среди православных. Кирилл хотел достичь в нашей стране той цели, которой не смог добиться Владимир Путин в политике, а именно втянуть ее в единое пространство «Русского мира» сначала в церковной сфере. И даже давал обещания перебраться для этого в Киев и получить украинское гражданство. Его визиты приобретали все менее скрытое политическое содержание и должны были доказать традиционный имперский миф о том, что у двух народов, которые «вышли из одной купели», должно быть общее цивилизационное будущее.
«Не хлебом единым»?
Учитывая очевидную неконкурентоспособность евразийского вектора экономической интеграции Украины в сравнении с европейским, идейно-религиозный, цивилизационный аргумент стал одним из основных предостережений против втягивания Украины в «чужую ментально» Европу. Но предложенный Кириллом ремикс уваровской концепции официальной народности – «Православие, самодержавие, народность» – в виде идеи «Русского мира» обнаружил свою несостоятельность. По крайней мере, более четырех лет нет никаких свидетельств ее эффективности: количество верующих РПЦ на Украине не растет, никакой общественной инициативы, которая по собственному желанию, а не с целью распила финансовой помощи из России начала бы пропагандистскую кампанию поддержки «Русского мира», не появилось, все социологические опросы демонстрируют положительную динамику одобрения евроинтеграции, а не ориентации на «Русский мир». Более того, в самом «Русском мире» Украины начались внутренние раздоры. В частности, в Одессе 1025-летие крещения Руси встретили противостоянием двух группировок Игоря Маркова и Сергея Кивалова вокруг строительства церковно-приходской школы. На сторону последнего встал один из основных пропагандистов «Русского мира» митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, который заявил, что в Игоря Маркова вселились «бесы».
Также по теме: Путин - христианство скрепляет единство России
Декларации о территории «канонической ответственности» РПЦ, которые продолжают звучать на заседаниях Священного синода Украинской православной церкви Московского патриархата во время визитов Кирилла, не могут нивелировать тот факт, что УПЦ МП считает себя самодостаточной церковью, а радикальным сторонникам Москвы остается только срываться в такую истерику, как, к примеру, обращение во время празднования 1025-летия крещения Руси одного из священников Киевщины с несколькими прихожанками с просьбой о прямом подчинении РПЦ. Преодолеть автономистскую партию в УПЦ МП, воспользовавшись болезнью митрополита Владимира, не удалось. Выздоровев, он постепенно восстановил свой статус в церкви, снова приблизил к себе архиепископа Александра (Драбинко), которого считают правой рукой и одним из лидеров проукраинского крыла УПЦ МП, в частности его умеренной части. А накануне визита Кирилла на Украину 26 июля на выставке «Великое и величественное» в «Художественном Арсенале» в Киеве глава УПЦ КП Филарет и митрополит Владимир демонстративно обнялись и имели непродолжительный разговор. «Мы верим и убеждены, что будет объединение Киевского и Московского патриархатов в одну поместную православную церковь», – прокомментировал эту встречу Филарет. Зная, насколько формализовано любое передвижение первоиерархов, эта встреча вряд ли была случайной или спонтанной. Показательно, что Патриарх Киевский и всей Руси в последнее время не раз очень комплиментарно отзывался о митрополите Владимире и о «проукраинской» партии в Украинской православной церкви.
Янукович также отмежевался от позиции максимального содействия Кириллу, которая наблюдалась в начале его президентства. На первый взгляд, украинская власть проявила показательную лояльность к визиту предстоятеля РПЦ. Свидетельство этому – и зачистка спецслужбами организации голого протеста FEMEN, и демонстративные меры безопасности во время прибытия Патриарха на железнодорожный вокзал в Киеве. Однако в праздничном выступлении Виктор Федорович сделал двусмысленное заявление, которое можно расценивать как намек на недопустимость использования Москвой церкви в политических целях. «Для государства все церкви и религиозные организации равны. Мы уважаем выбор наших граждан и гарантируем каждому конституционное право на свободу вероисповедания. Мы не допустим использования церквей и религиозных организаций некоторыми политическими силами в своих узких интересах. Это касается и зарубежных центров, которые через религиозные организации иногда стремятся влиять на внутриполитическую ситуацию на Украине. Ведь речь идет о вопросах национальной безопасности государства», – заявил он. Тем временем использовать религиозные организации открыто стремится руководство только одной соседней страны и раздает ее иерархам на Украине награды за хорошее исполнение роли. Так, к годовщине крещения Киевской Руси Владимир Путин снова вручил иерархам УПЦ МП государственные награды. Шесть митрополитов получили «Орден Дружбы».
Читайте также: «При патриархе Кирилле Гундяеве РПЦ МП теряет авторитет»
Но главное поражение Кирилла – в неприятии его украинским обществом. На фотографиях с предыдущих встреч Патриарха со своими сторонниками на Украине просто дорисовывали паству в фотошопе. А в этот раз, даже несмотря на перекрытие улиц в Киеве и широкую информационную поддержку, его приезд мало кто заметил (собственно, есть с кем сравнивать: на прощальной службе Божьей в заключение визита Папы Римского Франциска в Бразилии собралось более 2 млн. католиков). Наконец, именно от Украины Патриарх Кирилл и высшие иерархи РПЦ получили первую порцию фактов, компрометирующих их святость. Во время посещения Украины в 2009 году наши журналисты зафиксировали на руке предстоятеля РПЦ часы фирмы Breguet стоимостью $ 30 тыс. Хотя он еще 3 апреля 1969 года принял монашеский постриг, который публично клеймит «общество потребления». Более того, он пытался врать и утверждал, что фотография с упомянутым часами – коллаж, в то время как на сайте Московской патриархии висело фото со встречи Кирилла с министром юстиции России, и на руке Патриарха был тот самый Breguet. В 2012-м разразился еще один скандал вокруг судебного иска Лидии Леоновой к экс-министру здравоохранения РФ, священнику УПЦ МП Юрию Шевченко. Тогда выяснилось, что Кирилл – владелец роскошной квартиры в Москве, что является прямым нарушением правил Константинопольского собора относительно собственности монахов. Ударило по имиджу предстоятеля РПЦ и его настояние привлечь к уголовной ответственности за «богохульство» нескольких женщин с малолетними детьми из группы Pussy Riot, которых в конце концов приговорили к длительным срокам заключения. Эти и ряд других скандалов привели к беспрецедентному разочарованию граждан РФ в Патриархе Кирилле, а уровень доверия ему лично опустился значительно ниже уровня доверия к возглавляемой им церкви. Так, по данным социологического опроса фондом «Общественное мнение», в мае 2012 года РПЦ доверяли 64% россиян, а Кириллу – только 56%.
Попытка использовать политическое православие в исполнении Патриарха Кирилла для российской экспансии на Украине однозначно провалилась и еще больше дискредитировала и ослабила влияние в обществе Московского патриархата. Среди верующих УПЦ МП, похоже, все-таки происходит процесс естественного омоложения, и новое поколение все меньше воспринимает РПЦ как свою церковь. Этот ментальный процесс будет объективно усиливать позиции автономистов в УПЦ МП и уменьшать шансы на успешное применение церковного ресурса для усиления влияния РФ на Украине. А опыт провалившейся геополитической миссии Кирилла показал, что использование РПЦ в нашем государстве в неоимперских целях Москвы – это так же выброшенные на ветер деньги, как и остальные проекты российских «движений соотечествеников», которые за несколько лет так и не дали желаемого для Кремля результата, а именно втягивания Украины в неоимперские инициативы. Что, наконец, еще раз доказывает: Украина объективно не Россия, даже если у власти находятся близкие Кремлю по духу Янукович и Партия регионов.
Перевод: Антон Ефремов.