Холодная война закончилась. Она завершилась в тот момент, когда рухнула Берлинская стена и когда режим, державший нас в страхе и ужасе в течение семи десятилетий, прекратил существование по причине собственной слабости. Нельзя однозначно сказать, когда началась холодная война. Одни называют 1917 год. Тогда большевики изгнали меньшевиков из министерств, украли у них революцию, взяли власть в свои руки и после этого стали править Россией железной рукой.
Другие считают, что она началась между 1946-м и 1948-м годом. Автор этих строк признает большое значение первого эпохального года. В 1917 году коммунисты намеревались не только искоренить буржуазию, уничтожить свой народ и установить в невиданных ранее масштабах террористический режим. Они объявили также о том, когда победа будет окончательно на их стороне - только тогда, когда красное знамя будет развиваться над Белым домом, а империя зла - капиталистический мир - будет завоевана, на Земле будет создан рай, ягненок и лев будут лежать в согласии рядом друг с другом, а все люди будут жить счастливо в «городе солнца».
Короче говоря, холодная война была прежде всего борьбой одной идеологии против остального мира. Коммунистическая идея со временем утратила свою миссионерскую силу - в конечном итоге осталось лишь пошлое стремление к власти и желание Москвы сохранить советскую империю. Однако без мировоззрения все остальное не имело большого значения.
Читайте также: Неужели нам действительно нужна вторая холодная война?
Вполне нормальная анархия
Когда в 1989 году это мировоззрение потеряло свою привлекательность, закончилось и коммунистическое правление, и холодная война. Блоки растаяли, как масло на солнце, а атомная бомба - самый жуткий плод от древа познания - потеряла свое значение. Когда-то вызывавшие ужас словосочетания «равновесие страха» и «стратегия массового возмездия» неожиданно стали всего лишь каплями в океане воспоминаний.
Из того времени сохранился западный мир с Америкой в качестве ведущей нации. Однако конец истории оказался после этого столь же далеким, как и гарантии того, что Соединенные Штаты будут вечно оставаться супердержавой.
После 1989 года на сцене мировой политики вновь появилась старая знакомая. Она так долго не показывалась на континенте, что по крайней мере европейцы (особенно немцы) с трудом ее узнали. Однако она всегда существовала. Дипломат Юрген фон Альтен (Juergen von Alten) 20 лет назад прямо назвал ее в своей книге «Вполне нормальная анархия» (Die ganz normale Anarchie). Во времена существования обоих блоков она была во многом ограничена, так как именно нормальная анархия, обычно господствующая в мире государств, могла бы очень быстро добраться до пороховой бочки холодной войны и ее взорвать.
Также по теме: Американские законодатели критикуют Путина
Россия, стремящаяся стать мировой державой
Таким образом, анархия вернулась и стала показывать себя в различных видах. Одним из них является политика с позиции силы. Ей сегодня основательно владеет Владимир Путин. Путин является президентом крупной средней державы с большими проблемами, которая в основном живет за счет фонтанирующих доходов от нефти. Кроме того Россия внимательно следит за последними символами своего утраченного статуса мировой державы, за атомным оружием, и постоянно ищет столкновений со своим бывшим противником. Таким образом она пытается внушить своему народу, что на смену разрушившейся советской империи приходит российская империя.
Пожалуй, Путину пока удавалось щекотать пятки американцам, но в последнее время за счет умных шахматных шагов он пытается использовать слабости Барака Обамы и всегда появляется именно в том месте, от которого отворачивается американский президент. Вот несколько примеров. Вскоре после того, как Обама вывел большую часть шестого флота из Средиземного моря, Путин направил в этот регион боевые корабли. А пока его визави в Вашингтоне колебался относительно того, что делать с президентом Сирии Асадом, Путин встал на сторону диктатора. Более того, он поставил Дамаску зенитно-ракетные комплексы С-300, меняющие стратегический баланс и затрудняющие создание бесполетной зоны, если до этого дойдет дело.
Способности Путина
После 1989 года Россия перестала играть важную роль на Ближнем Востоке, но сегодня благодаря американской политике она вновь стала надежной опорой для негодяев в этом регионе. Помимо этого Россия повсюду в мире ищет союзников в противостоянии с Соединенными Штатами. Больше всего она хотела бы сделать США меньше, а сама - стать больше. Политика с позиции силы подобна весам.
Читайте также: Арабские СМИ - Сноуден не так значим, чтобы ухудшить отношения США и России
В тот момент, когда весы начинают качаться из-за того, что одна сторона теряет силу, другая сторона стремиться к тому, чтобы добавить противовесы. Дело Эдварда Сноудена (Edward Snowden) могло бы быть разрешено и иным образом. Но президент Путин хладнокровно использовал его с учетом настроений своих консервативно-реакционных избирателей, тоскующих по былому величию и старому соперничеству.
Подобная ситуация продолжится. Владимир Путин считает Барака Обаму слабаком, который без серьезных на то оснований отказался от противоракетной обороны НАТО в Чехии и в Польше и который вообще не очень ценит своих европейских союзников. Решение Вашингтона не показывать свой флаг в Ливии и выдвинуть вперед британцев и французов еще более укрепило подобную точку зрения. Разумеется, в сфере политики с позиции силы средства Москвы ограничены.
Возвращение к реалистичной политике
А что Америка? До последнего времени Обама колебался между идеалистической и реалистической внешней политикой. Кроме того, он, судя по всему, считает, что Вашингтон во время мирового экономического кризиса может избежать втягивания себя в некоторые кризисы. Однако эта страна слишком могущественна для того, чтобы поддаться детской вере и считать, что, если закроешь глаза, то тебя уже никто не увидит.
Колебания Обамы приводят к тому, что Америка держится на удалении от некоторых конфликтов, но остается связанной с ними и в конечном итоге становится почти недееспособной. От той критики, которая сегодня звучит в адрес президента в Вашингтоне, нельзя так просто отмахнуться. Он пытается уклониться от нее с помощью сильных слов и жестов. Его отказ от встречи с Путиным обусловлен ситуацией во внутренней политике. Это решение не причинит большого вреда, но оно представляет собой определенный сигнал. Смысл его, вероятно, таков: это уже предел.
Бойкот Олимпийских игр, которого требуют некоторые горячие головы, делу не поможет. Если Обама перешел бы, наконец, к реалистичной политике (Realpolitik), то это было бы умным шагом. Она бы позволила учитывать интересы других государств и решительным образом защищать свои собственные. Только таким образом можно бороться с вполне нормальной анархией.