Мексика стоит на пороге исторических преобразований. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето решил отказаться от государственной монополии на нефть и газ и представил на рассмотрение сената законопроект, позволяющий иностранным нефтяным компаниям и частному сектору работать в Мексике. Таким образом, мексиканская компания Pemex, может лишиться статуса госмонополии в Мексике. До сих пор, по закону, действовать в нефтяной отрасли имела право только она.
Госкомпания формально останется основным владельцем и распорядителем нефтяных резервов государства. А приглашенные к партнерству частные компании получат денежный эквивалент от продажи нефти в совместно разрабатываемых месторождениях. По аналогичной схеме работают госкомпании в Эквадоре, Иране, Ираке и Малайзии. Впрочем, есть предположения, что частников пустят и в мексиканский сектор электрогенерации.
По новому законопроекту планируется разделить Pemex на несколько частей. Кроме того, власти страны также хотят отказаться от госмонополии в сегменте генерации электроэнергии. При этом и Comision Federal de Electricidad (CFE) и Pemex останутся в руках государства.
Для того, что бы такой закон, не противоречил действующему законодательству, потребуется даже изменить конституцию. В частности, статью 28, в которой говорится, что «непосредственной собственностью государства являются, нефть и все другие углеводороды в твердом, жидком или газообразном состоянии».
Следует напомнить, что в 2001–2002 годах мексиканские власти уже предпринимали попытки либерализовать законодательство и допустить иностранных инвесторов в нефтяную отрасль, но они провалились из-за сопротивления в парламенте.
История национализации нефтедобывающей отрасли
Нефтяная отрасль в Мексике существует на протяжении уже целого столетия. Когда в США в конце XIX века начался нефтяной бум, пробное бурение стали вести к югу от границы, в Мексике. Однако первая нефть в этой стране была обнаружена лишь в 1901 году. Нефть на побережье Мексиканского залива начали добывать в 1910-м, а уже год спустя Мексика стала экспортером.
Рост спроса в США, начиная с 1920 года был настолько сильным, что Мексика превратилась в одну из ведущих нефтяных держав. Она соревновалась за второе место по добыче нефти в мире с Венесуэлой. Однако Великая депрессия сыграла отрицательную роль: производство стало падать, иностранные компании, в основном американские, начали сокращать зарплаты. Это привело к забастовке 1935 года, за которой последовала национализация нефтяного сектора.
Президент Мексики Ласаро Карденас 18 марта 1938 года подписал Декрет о национализации нефтедобывающей отрасли, которая контролировалась до того момента иностранным капиталом, в основном американским. Добычей нефти в стране теперь могли заниматься только мексиканские компании без привлечения иностранных инвестиций. Была создана государственная компания Petroleos Mexicanos (Pemex), которая получила статус естественной монополии в нефтяном сегменте. Президент Ласаро Карденас своим указом предоставил правительству Мексики монополию на разведку, добычу и переработку нефти и природного газа, равно как и на дистрибуцию нефтепродуктов.
Мексиканцы праздновали подписание президентом Ласаро Карденасом декрета о национализации нефти песнями, танцами, накрытыми столами на улицах городов и селений. Связывая все свои надежды на будущее с этим законом, люди добровольно сдавали личные сбережения, и даже ювелирные украшения в фонд создания государственной нефтяной компании.
Вместе с тем, национализация нанесла серьезный урон отрасли. Недовольные национализацией американские компании организовали эмбарго на импорт мексиканской нефти в США. Это привело к снижению экспорта, а затем и добычи нефти.
В 60-х годах прошлого столетия Мексика даже превратилась в импортера нефти, поскольку нехватка инвестиций не позволяла добывать достаточно «черного золота» для покрытия внутренних потребностей.
Приток новых нефтедолларов Мексика получила вследствие нефтяного шока 1973 года. Добыча нефти в 1975 году выросла до 806 тысяч баррелей в сутки, а затем началась разработка новых месторождений на шельфе. В 1978-м Мексика вошла в число крупнейших экспортеров нефти. К 1985 году добыча составляла 2,9 миллионов баррелей в сутки — больше добывали лишь США, СССР и Саудовская Аравия.
К началу 2000-х годов нефтяная отрасль Мексики, приносила около трети бюджетных доходов страны.
Почему Мексика отказывается от госмонополии на нефть?
На протяжении 75 лет «Pemex» служит главным источником пополнения бюджета Мексики, обеспечивая, в том числе, и такие его статьи, как образование, здравоохранение, наука, социальные программы. Не случайно в парламентских коридорах «Pemex» называют не иначе, как «дойной коровой».
Но, по мере роста производства и экспорта нефти росла и сама компания, постепенно превращаясь в монопольного монстра, вобравшего в себя все сферы деятельности. «Pemex» отягощенная гигантской инфраструктурой, сложной и разветвленной системой управления, многочисленными финансовыми, экономическими, социальными обязательствами оказалась в глубоком кризисе. Аналитики «Пемекс» считают, что ситуация в компании сложилась критическая, поскольку ей оставляют слишком мало средств на собственное развитие. Без инвестиций в 10 миллиардов долларов в год компания может в ближайшем будущем из экспортера нефти превратиться в импортера.
Решение отказаться от государственной монополии на нефть и газ, было принято по причине того, что единственная в стране нефтяная компания не имеет технических возможностей добывать много нефти для страны. И темпы добычи продолжают падать.
Согласно недавно опубликованной статистике, потери госкомпании за шесть месяцев текущего года составили около 4,2 миллиарда долларов. В прошлом году руководство Pemex заявило о планах восстановления уровня добычи до более трех миллионов баррелей в день к 2017 году.
Для этого необходимо вкладывать все больше и больше денег в нефтеразведку, новые технологии, в частности, в глубоководное бурение, так как эксперты связывают будущее нефтяной Мексики, прежде всего с месторождениями в Мексиканском заливе.
Но где взять на эти цели финансовые средства? Выход один — привлечь иностранные инвестиции и зарубежные нефтяные компании.
Планы и реалии
Для реализации столь амбициозного плана 47-летнему президенту Энрике Пенья Ньето потребуется сделать многое, во-первых, убедить простых мексиканцев в необходимости проведения реформ. Сделать это будет нелегко. Улица не привыкла слушать аргументов, ей больше нравятся эмоции. Уже сейчас все чаще и чаще раздаются голоса противников президента, которые пытаются организовать акции протеста под лозунгами: «Нефть принадлежит народу! Нет — приватизации!».
Во-вторых, необходимо в сжатые сроки получить квалифицированное большинство голосов в мексиканском парламенте для одобрения президентской инициативы. Правящая Институционно-революционная партия (Partido Revolucionario Institucional — PRI), не имеет абсолютного большинства в парламенте. Поэтому ей необходимо будет заручиться поддержкой в лице правой партии Национального действия, партии Зеленых и партии «Новый альянс».
На фоне ухудшения экономической ситуации в стране, уменьшением роста ВВП с 3% до 2%, когда показатель бедности в стране превышает 52% — проводить реформы не самое лучшее время.
Удастся ли президенту Энрике Пенья Ньето провести исторические преобразования в стране и тем самым выполнить обещание — повысить уровень жизни мексиканцев, покажет ближайшее время.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.