Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Барак Обама отказался от встречи с Владимиром Путиным, которая должна была состояться в начале сентября в Москве и во время саммита Большой двадцатки в Санкт-Петербурге в том же месяце. Зато запланирована активизация контактов с балтийскими и скандинавскими союзниками США.

Барак Обама отказался от встречи с Владимиром Путиным, которая должна была состояться в начале сентября в Москве и во время саммита Большой двадцатки в Санкт-Петербурге в том же месяце. Зато запланирована активизация контактов с балтийскими и скандинавскими союзниками США.
 
Эксперты, в частности директор московского подразделения фонда Carnegie Endowment Дмитрий Тренин, говорят о формальном завершении политики перезагрузки с Россией, которую Обама задекларировал после избрания президентом США в 2009 году. Его критика конфронтации с Москвой времен Буша-младшего, апогеем которой стали военная интервенция России в Грузию и введение кораблей США с крылатыми ракетами в Черное море, была одной из ключевых тем предвыборной кампании нынешнего главы США. Однако, как и в случае «новой восточной политики» Януковича, перезагрузка Обамы изначально была обречена на провал, поскольку причина резкого ухудшения отношений с Москвой 2008 заключалась не в Буше, Ющенко или Саакашвили, а в Путине. А расчет на то, что президентство Дмитрия Медведева будет означать реальное изменение центра принятия решений в России, не оправдался из-за того, что реальный контроль над ситуацией там остается у закрытой корпорации «КГБ», которая живет ностальгией о «старых добрых» советских временах, считает распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века», считает первоочередной целью своего правления преодоление ее последствий, восстановление России как сверхдержавы и реванш за поражение в первой холодной войне в ходе второй, которая может «холодной» фазой и не ограничиться.
 
Формальным поводом для «паузы» (как выразился Обама) в политике перезагрузки стало то, что 1 августа РФ предоставила временное убежище бывшему работнику ЦРУ Эдварду Сноудену, обвиняемому в распространении секретной информации. Впрочем, в США не скрывают, что на самом деле тот стал лишь поводом, настоящая причина – провал политики перезагрузки как таковой, а значит и отсутствие перспективы достичь сколько-нибудь внятных результатов в случае продолжения компромиссной тактики по путинской России. «Нам уместно взять паузу, посмотреть по-новому, в каком направлении движется РФ, каковы наши интересы, и, таким образом, отрегулировать отношения, чтобы мы делали то, что хорошо для США и, возможно, для России», – отметил американский президент во время своей пресс-конференции 9 августа. Такое решение закономерное, хотя и запоздавшее. Ведь Москва изначально не скрывала, что воспринимает перезагрузку, предложенную Обамой, как фактическое согласие на отступление США от занятых ранее позиций на постсоветском пространстве после «четкого предупреждения» в виде спецоперации против Грузии в 2008 году. И даже больше – как возможность усиления своих позиций в других регионах, на влияние в которых когда-то претендовал СССР. В опубликованной 3 октября 2011 года в газете «Известия» статье «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня» президент РФ четко указал, что следующим шагом после создания Евразийского союза должно стать формирование многополярной континентальной Евразии. Причем, как в свое время выразился Путин, влияние «внешних сил» (с прозрачным намеком на США) оттуда должно быть вытеснено, а российскоцентристская структура на постсоветском пространстве будет играть ключевую роль своеобразной связи между Европой и Азией (для начала Китаем и Азиатско-Тихоокеанским регионом). Сейчас очевидным проявлением этой стратегии вытеснения США из Евразии стала позиция РФ по размещению в Европе ПРО и поддержки режима Асада в Сирии: в вышеуказанном контексте ее вряд ли стоит рассматривать как «оборонительную», а скорее, как явный симптом новой наступательной стратегии на вытеснение США из Евразии.
 
Первые сигналы понимания Соединенными Штатами реваншистских претензий России и недовольство ими начали появляться синхронно с возвращением Путина на пост президента и связанными с его новыми инициативами угрозами. На высоком официальном уровне впервые об исчерпанности перезагрузки заговорила тогда госсекретарь США Хиллари Клинтон в начале декабря 2012 года – во время саммита ОБСЕ в Дублине она отметила «сдвиг в сторону повторной советизации региона. Только это не будет называться Советским Союзом. Это будет Таможенный союз, или союз стран Евразии, или что-то в этом роде. Мы точно знаем, какова будет их цель, поэтому стараемся продумать все способы замедлить этот процесс или же не дать ему произойти». В рамках перезагрузки достичь этого невозможно, ведь Россия, по аналогии с гитлеровской Германией 1930-х годов, воспринимает такую ​​политику как поощрение к действиям, обусловленное похожим чувством вины отдельных кругов на Западе за «чрезмерное унижение» уже РФ после завершения холодной войны. Пользуясь моментом, Кремль все меньше скрывал свои претензии. Последним примером стали недавние ответы Дмитрия Медведева в интервью грузинскому каналу Рустави-2, в котором он фактически стал угрожать Грузии «и другим» на случай желания снова попробовать присоединиться к НАТО, а также выразил недовольство членством в Альянсе стран Балтии. Фактически речь идет о претензиях на восстановление брежневской «доктрины ограниченного суверенитета» в отношении как минимум постсоветских государств. В этом контексте решение Обамы стало вторым публичным шагом после заявления Клинтон, который должен был признать неэффективность политики лояльности к путинскому режиму в условиях роста его внутренней авторитарности и внешней агрессивности.
 
«Голуби» в стане демократов уже начали активно критиковать президента США за то, что своим отказом встречаться с Путиным он только дал выход своему раздражению и поддался внутриполитическому давлению. И что это только спровоцирует дальнейшую эскалацию в отношениях, нанесет больший вред Соединенным Штатам, чем России, усилит позиции ВВП внутри самой России. При этом они, похоже, исходят из того, что наибольшей проблемой является изоляционизм РФ и усиление внутренних авторитарных трендов, наступление на свободу слова. На самом же деле главной опасностью России для мира является именно реваншизм нынешнего ее руководства, который имеет слишком много общего с реваншизмом гитлеровской Германии 1930-х, который в итоге привел к наиболее разрушительной в истории человечества войне. И серьезным промахом США и Запада сейчас будет повторение ошибок, которые 80 лет назад допустили Великобритания и другие западные государства, слишком долго закрывая глаза на очевидные угрозы со стороны Третьего Рейха. Ведь реваншизм по определению невозможно успокоить никакими уступками или лояльностью. Если его не остановить малой ценой, пока он не успеет набрать достаточно крупную силу, это приведет лишь к увеличению его аппетитов и повышению связанных с ним угроз. Чем раньше это осознают руководители США и других стран НАТО, а затем и пересмотрят соответствующим образом свою политику в отношении путинской России и других постсоветских государств не только на уровне деклараций и публичных демаршей, тем проще будет эти угрозы минимизировать. В упомянутом контексте крайне важна активизация политики США относительно Украины, которая была и является ключевым пунктом в движении к возрождению Москвой российской сверхдержавы и одновременно ключевым фактором сдерживания соответствующих амбиций.
 
Имперские комплексы и фантомные боли части элиты и общества бывшей «сверхдержавы» способны прекратить лишь окончательное разрушение империи и превращение России в заурядное национальное государство. В случае и нацистской Германии и имперской Японии в 1940-х, и Сербии Милошевича в 1990-х, а также и современной России это возможно только при условии окончательного поражения гегемонистских амбиций на постсоветском пространстве и претензий на какую-то особую роль в Евразии и тем более в других регионах мира. Только после этого станут реальными ее внутренняя эволюция в направлении демократической страны, необратимая нормализация отношений с Западом на основе адекватного восприятия своего места в мире и регионе. Иначе мир очень быстро может предстать перед угрозой масштабного конфликта с чередой мощных вызовов, как для Европы, так и для западной цивилизации в целом. Любые уступки, заигрывание или лояльность будут только разжигать аппетиты путинского режима, усиливать, а не ослаблять его позиции в противостоянии с внутренней оппозицией в российской элите (которая, не исключено, хотела бы избежать очередной холодной войны с Западом и всех связанных с этим последствий). И главное – давать ему возможность показывать собственным люмпенизированным избирателям, которые находят утешение лишь в иллюзии «величия России», успешность собственной стратегии поведения с окружающим миром.
 
Перевод: Антон Ефремов.