Вопрос пребывания в России бывшего сотрудника ЦРУ и АНБ США Эдварда Сноудена продолжал оставаться в фокусе внимания иранской прессы за прошедшие дни. Donya-e-eqtesad (18.08) поместил заявление основателя сайта Wikileaks Ж.Ассанжа, выразившего уверенность, что «Сноудена не допрашивали в ФСБ». По словам Ассанжа, в течение 54 дней пребывания американца в России, рядом с ним непрерывно находился один из представителей Wikileaks, который мог это подтвердить, пишет Donya-e-eqtesad. Особый предмет опасения со стороны США представляло то обстоятельство, что Сноудена могут допросить органы госбезопасности и разведслужб РФ и таким образом «заполучить конфиденциальную информацию о характере и программах шпионажа США», заключает издание.
Влиянием проблемы Сноудена на российско-американские отношения интересовался и Kayhan (13.08). Издание процитировало обозревателя канала CNN Джэфри Манкофа, который полагает, что, хотя президент России Владимир Путин «и унизил президента США предоставлением Сноудену политубежища в России», тем не менее, Белый дом «нуждается в сотрудничестве с Кремлем». США за последнее время сумели по ряду вопросов «заполучить положительный голос России в Совбезе ООН, отметило издание слова аналитика. Kayhan привел слова и индийского аналитика Фарида Закарии, полагающего, что проблема Сноудена «просто переполнила чашу терпения США» (имелся в виду отказ президента США Барака Обамы от визита в Россию), однако «противоречия РФ и США гораздо глубже».
Иранское издание также привело слова бывшего советника президента США по вопросам национальной безопасности З. Бжезинского, который в интервью ИТАР-ТАСС выразил обеспокоенность обострением отношений Кремля и Вашингтона, однако выступил с критикой тех, кто в данной связи говорит о возврате времен холодной войны. Тогда было «не только идеологическое, но и геополитическое и военное противостояние двух стран, а сейчас это не так, привела иранская газета мнение американского политика.
Ettelaat (14.08) поделилась по проблеме Сноудена своеобразным комментарием аналитика Надира Мазуджи. В материале «Шпионаж - «непрямая война» России и США» эксперт склонен рассматривать Сноудена как «ценную находку» для обеих сторон, то есть и для России, и для США. России Сноуден может дать много дорогостоящей информации по системе шпионажа США, а Америке дает лишний повод легализовать ее шпионскую деятельность против ее старого соперника, рассуждает Мазуджи. В целом информационные войны и шпионаж РФ и США друг против друга имеют очень давнюю историю, они не прекратились после распада СССР; связано это с тем, что обе супердержавы преследуют «полярно противоположные» цели в мировой политике, полагает Мазуджи.
Объектом внимания иранской прессы оставались и вопросы российско-иранских отношений, в том числе и ряд деликатных аспектов. Khorasan (15.08) поместила интервью с секретарем МИДа ИРИ Сейидом Аббасом Иракчи, который относительно болезненной проблемы ЗРК С-300, не поставленного в свое время Россией в связи с резолюцией ООН, отметил: «Данный вопрос имеет некоторые технические и правовые трудности, но они преодолимы, поскольку отношения двух стран всегда были основаны на взаимном уважении и взаимной выгоде». Издание привело эти слова Иракчи как реакцию на сообщения в прессе о том, что компания Рособоронэкспорт заявила об отсутствии программы для замены ЗРК С-300 на другой оборонный комплекс (другой материал того же издания характеризует решение о покупке Ираном российского оборонного комплекса как «незавершенную авантюру»). Отвечая на вопросы Khorasan, иранский политик подчеркнул, что на тех же самых принципах российско-иранские отношения будут основываться и при новом президенте ИРИ Хасане Роухани. В подобном ключе охарактеризовал современный этап российско-иранских отношений и посол РФ в Тегеране Леван Джагарян, интервью которого для РИА-Новости приводит Hamshahri (14.08). Издание помещает заявление посла, комментирующего наступление завершающей стадии строительства Бушерской АЭС: «Россия готова к расширению сотрудничества с Ираном в ядерно-энергетической сфере». Khorasan тоже цитирует российского посла, сообщившего, что иск Ирана к России в связи с отказом в поставке С-300 не является предметом переговоров двух стран в настоящий момент. А Ettelaat (14.08) сообщила о пресс-конференции с участием официального представителя МИДа ИРИ Аббаса Иракчи, заявившего журналистам, что он надеется на успешные переговоры с Россией и по строительству других новых АЭС в Иране.
Касательно участия России в разрешении сирийской проблемы, Khorasan (13.08) сообщила о переговорах руководителя российского МИДа Сергея Лаврова и спецпредставителя Генсека ООН по Сирии Азхара Ибрахими; издание отметило, что Россия прилагает немалые усилия по разрешению сирийского кризиса и российские официальные лица продолжают надеяться, что планирующаяся конференция «Женева-2» создаст условия для переговоров между противоборствующими сторонами.
Тематику обороноспособности РФ затронула Hamshahri (18.08), сообщив о начавшихся военных учениях ВМФ России на Каспийском море. Издание рассказало, что в учениях участвуют 10 боевых кораблей, суда береговой охраны, а на суше - 50 единиц тяжелого вооружения, подразделение ракетных войск и военный персонал в количестве 1300 человек. Целью учений, как отметило издание, сославшись на сообщение пресс-центра Южного военного округа РФ, являются проверка боеготовности флота в случае угроз со стороны вероятного противника, незаконных вооруженных формирований, особенно в пределах островной части моря, а также противодействие терроризму.
О специфической части российско-иранского сотрудничества сообщила Kayhan (12.08). Издание, со ссылкой на заявление директора службы охраны дикой природы и окружающей среды ИРИ Мухаммади, рассказало, что российская сторона приняла решение приостановить действие программы по ввозу сибирских тигров в Иран и их обмену на иранских и туркменских сородичей, в связи с отсутствием «конкретных результатов»: «спаривания и потомства они не дают». «Мы продолжаем вести переговоры и переписку с посольством РФ по данному вопросу, но определенного ответа российской стороны пока нет», - цитирует издание слова иранского чиновника.