Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перспективы поставки российских комплексов С-300 в Сирию: реальная или виртуальная угроза?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поставки российских зенитно-ракетных комплексов С-300 Сирии, несомненно, усложнят любые планы вмешательства Соединенных Штатов и Израиля в существующий конфликт. Но насколько серьезно настроена Москва? У Марцина Пиотровского есть на этот счет сомнения. Он считает, что предлагаемые поставки являются частью более широкой кампании по дезинформации, проводимой Россией.

Поставки российских зенитно-ракетных комплексов С-300 Сирии, несомненно, усложнят любые планы вмешательства Соединенных Штатов и Израиля в существующий конфликт. Но насколько серьезно настроена Москва? У Марцина Пиотровского есть на этот счет сомнения. Он считает, что предлагаемые поставки являются частью более широкой кампании по дезинформации, проводимой Россией.

Российские заявления

Весной 2013 года российские официальные лица несколько раз заявляли о возможности поставки в Сирию зенитно-ракетных комплексов С-300 ПМУ-1 (по терминологии НАТО — SA-10 Grumble). Комплекс С-300 является основой целой серии систем противовоздушной и противоракетной обороны. С-300 ПМУ-1, а также модифицированный вариант С-300 ПМУ-2 «Фаворит» (SA-20 Gargoyle) в настоящее время являются основой противовоздушной обороны России и Китая (1).

Российско-сирийские переговоры о поставке комплексов С-300 начались в 2005 году, когда Россия отказалось от требования большей части сирийского долга за поставки советских вооружений и оборудования (8 миллиардов долларов из общей суммы в 12 миллиардов долларов). С 2006 года после заключения многочисленных детальных соглашений Россия начала поставки некоторых противоздушных комплексов, а также противокорабельных ракет. Российские поставки включали в себя: тактические зенитно-ракетные установки «Тор» (SA-15), «Бук» (SA-17) и «Панцирь» (SA-22), а также модернизацию устаревших установок С-200ВЭ (SA-5) и С-125 (SA-3).

Имея на вооружении зенитно-ракетные комплексы С-300 ПМУ-1, Сирия будет способна изменить баланс сил в регионе благодаря радиусу их действия в 200 километров и способности перехватывать самолеты, а также крылатые и баллистические ракеты на низких высотах.

Читайте также: СМИ Ирана - Авантюра с ЗРК С-300 пока не закончилась...

Предполагаемый контракт включает в себя поставку от четырех до шести дивизионов С-300, 144 ракет, а также радара и логистики на сумму от 834 до 900 миллионов долларов. По имеющимся данным, затраты на их приобретение будут полностью покрыты Ираном, который также ведет переговоры с Россией о покупке комплексов С-300 и в настоящее время оплачивает практически все поставки вооружений Сирии. Исходя из важности этого вопроса, противодействие поставкам систем С-300 сирийскому правительству стало целью конфиденциального визита израильского премьер-министра в Москву в мае 2013 года.

Визит С.Лаврова и М.Фрадкова в Сирию


По мнению России, возможные поставки комплексов С-300 будут представлять собой выполнение подписанных еще до эскалации конфликта в Сирии договоров. Однако глава российской дипломатии не подтвердил во время общения с представителями средств массовой информации существование подобного договора и ничего не сказал о том, будет ли он вообще выполнен. В то же самое время он подчеркнул, что планы по поставкам комплексов С-300 заставят Запад и Израиль серьезно задуматься о возможных военных опциях в отношении конфликта в Сирии. Многие западные аналитики также согласны с тем, что присутствие установок С-300, судя по всему, усложнит проведение воздушной операции или установление бесполетной зоны в Сирии. Они также подчеркнули, что сирийская противовоздушная оборона даже без комплексов С-300 является самой мощной на Ближнем Востоке: она более современна и в несколько раз больше по масштабу, чем система противовоздушной обороны в Ливии в момент проведения НАТО операции в 2011 году.

Сходство и различие с Ираном


Некоторые аналитики попытались сравнить российские планы поставок С-300 Сирии с более ранними договоренностями с Ираном. Российско-иранские переговоры проводились в период с 2005 по 2009 год. Во время этих переговоров Россия также сделала большое количество противоречивых намеков, и в один момент Иран даже заявил о том, что он уже получил установки С-300. В это время в Москве существовали различные мнения относительно важности конкретных интересов России, а также приоритетов в отношениях с Соединенными Штатами и Ираном.

Также по теме: Сирийские повстанцы могут получить оружие от США в ближайшие недели


Комплексы С-300 были также важным элементом в многомерных переговорах и в «перезагрузке» отношений Соединенных Штатов с Советским Союзом. Россия связывала экспорт С-300 с изменением планов по созданию противоракетной обороны в Европе (осень 2009 года), а также с одобрением Россией резолюции Совета Безопасности ООН 1929 (весна 2010 года), позволявшей ввести более жесткие санкции в отношении Ирана. Наконец, в сентябре 2010 года президент России Дмитрий Медведев отменил выполнение контрактов с Ираном. После решения международного арбитража Россия вернула некоторое количество денег Ирану (точная сумма неизвестна), а в соответствии с контрактом она должна была поставить 15 — 20 дивизионов С-300 (первоначально эта сделка оценивалась почти в миллиард долларов). Одновременно Россия завершила оформление контракта с Израилем о лицензионном производстве беспилотников и сотрудничестве с космической отраслью еврейского государства. Израильско-российские контракты также оценивались в сумму, близкую к миллиарду долларов. Израиль приостановил некоторые элементы своего военного сотрудничества с Грузией и Азербайджаном, что также улучшило его связи с Россией.

Тем не менее существуют различия между отказом от поставок систем С-300 Ирану и их возможными поставками в Сирию. Российские интересы выходят далеко за пределы чисто коммерческих и включают в себя стремление продемонстрировать надежность своим традиционным партнерам в регионе. Не существует никакого эмбарго Совета безопасности на заключенные ранее контракты между Россией и Сирией. В этом контексте Россия в конце 2011 года выполнила свои обязательства и поставила Сирии партию современных противокорабельных ракет «Яхонт-Э» (SS-N-26). В результате Соединенные Штаты и Израиль обеспокоены тем, что Россия может сделать то же самое с установками С-300. У Соединенных Штатов нет очевидного политического или экономического предложения России, которое могло бы стать частью «пакетной сделки» по Сирии, как это было в случае с Ираном. Однако в Израиле есть мнение в пользу предоставления привлекательных уступок российскому Газпрому в области разведки и разработки месторождений в Средиземном море. Менее вероятными представляются спекуляции относительно обсуждаемых в средствах массовой информации возможных в будущем контрактов между Саудовской Аравией и Россией относительно закупок военной техники (на сумму 15 миллиардов долларов) в ответ на сокращение российских поддержки и помощи Сирии.

Зенитно-ракетный комплекс С-300


Сирия как полигон для С-300?

При том, что поставки С-300 могут осложнить военные планы Соединенных Штатов, НАТО или Израиля, они не окажут существенного влияния на внутреннюю динамику гражданской войны в Сирии. Если установки С-300 будут приведены в боевое состояние в Сирии, то это станет их «дебютом» в противоборстве с военно-воздушными силами НАТО или Израиля в том случае, если будет принято решение о проведении военной операции. Однако существуют сомнения относительно того, будут ли установки С-300 полностью эффективны в реальных боевых условиях. Любые комплексы противовоздушной обороны — даже наиболее современные — могут быть подавлены, если нападающая сторона обладает достаточным количественным и качественным превосходством.

Читайте также: Сирия надеется на российский кредит до конца года и ждет комплексов С-300

Военные эксперты в Соединенных Штатах и в Израиле знакомы с установками С-300, поскольку их военно-воздушные силы проводили тренировки с целью подавления систем противовоздушной обороны, оснащенных этими комплексами в Болгарии, Словакии и Греции. В последнее десятилетие Израиль разработал и оснастил свои вооруженные силы системой ITALD (Improved Tactical Air Launched Decoy), способной создавать ложные цели для радаров, а также для систем боевого управления комплексов С-300. Даже имея на вооружении установки С-300, Сирия вряд ли сможет эффективно противодействовать более современным самолетам с технологией «Стелс», в том числе американским F-22, F-35 и B-2, которые остаются невидимыми для радаров этих установок.

Рейды израильских ВВС против отдельных целей в Сирии в 2013 году дают основание полагать, что будет легко уничтожить размещенные там дивизионы С-300. Этот тип угрозы уже был осознан правительством Израиля, и уничтожение ракет «Яхонт-Э» в мае 2013 года добавляет убедительности предостережениям со стороны Израиля. Ясно также, что это может повысить риск потерь с российской стороны в результате нападений повстанцев, а также в случае американских или израильских бомбардировок. Все эти факторы могут сработать против принятия Россией окончательного решения о поставках комплексов С-300.

Заключение

Возможные поставки российских комплексов С-300 Сирии на самом деле способны осложнить большую часть военных опций, рассматриваемых Соединенными Штатами и Израилем в отношении сирийского конфликта. Российские заявления и намеки остаются неясными из-за неопределенности относительно деталей российско-сирийского соглашения, которое должно сопровождать подобного рода поставки. Вот почему вопрос о С-300, вероятно, является в большей мере элементом дезинформации, используемой Россией для усиления своих позиций во взаимоотношениях с Западом с целью предотвращения военной интервенции против Сирии. Подобного рода намеки со стороны России способствуют укреплению ее имиджа в Сирии и в Иране.

Военнослужащие сирийской армии в городе Дарайя, Сирия


Также по теме: СМИ Ирана - С-300 ракетный комплекс дипломатического назначения

Располагая информацией из имеющихся источников, сложно говорить о наличии какой-либо «пакетной сделки» между Россией и Западом или Израилем и Россией, которая могла бы походить на отказ от выполнения условий предыдущего контракта по поставкам установок С-300 Ирану. Более ясными представляются факторы, способные удержать Россию от принятия подобного рискованного решения, особенно если будет необходимо направить российских специалистов, что может быть связано с потерям в их рядах. Страны НАТО и Евросоюза в своих консультациях с Россией должны также подчеркивать существование других рисков, в том числе возможность передачи установок С-300 Сирией в руки Хезболлы или Ирана. Вопрос о поставках комплексов С-300 можно рассматривать как еще один индикатор реального отношения России к Западу и к Израилю. Такое же внимание следует уделить проходящим в настоящее время консультациям между Россией и Саудовской Аравией относительно ситуации в Сирии. Не приходится сомневаться в том, что размещение установок С-300 в Сирии с учетом возможности проведения Соединенными Штатами, НАТО и Израилем военной операции станет реальным испытанием этих комплексов в боевых условиях.

(1) Производимые компанией «Алмаз» комплексы С-300 и их модификацию С-400 «Триумф» (SA-21 Growler) не следует путать с установками фирмы «Антей» С-300 В (SA-12 Gladiator), которые были разработаны для борьбы против баллистических ракет театра военных действий. Комплексы С-300 ПМУ первоначально предназначались для советских сил противовоздушной обороны, тогда как комплексы С-300 В были разработаны как мобильные системы обороны для сухопутных войск.

Марцин Пиотровский является аналитиком по вопросам безопасности Польского института международных отношений.