Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
С Путиным к выборам

Спустя 45 лет слова об оккупации Чехословакии неожиданно вновь стали актуальными.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас Москва не угрожает своей армией и, видимо, в ближайшее время угрожать не будет, но есть другие риски: шантаж через сырье, массовое приобретение чешских компаний людьми Кремля, приток денег, которые Путин использует для укрепления своего положения, и ненавязчивое распространение у нас методов российской власти. Спустя 45 лет слова об оккупации Чехословакии неожиданно вновь стали актуальными.

Уже прошло 45 лет с того момента, когда в Прагу и другие чехословацкие города стали входить русские танки. Тема опасности, идущей с Востока, за это долгое время, казалось бы, выдохлась. Однако ощущение того, что Россия - наш нормальный партнер, не опирается на рациональные аргументы.

Очевидный баланс

Для старших поколений, наверное, это не слишком радостная новость, но это действительно так: оккупация Чехословакии 45 лет назад сегодня уже не та тема, которая заставит нас встать. Все важное уже, конечно, было сказано. Общество, безусловно, считает, что это была оккупация, принципиально повлиявшая на жизнь и развитие страны, которая тогда на чертовски короткое время почувствовала свой шанс вырваться из всепоглощающего подчинения русским коммунистам.
 
Но в то же время люди убеждены, что чешские коммунисты крепко держали власть в своих руках и не было никакой гарантии, что они в итоге захотят делиться властью с другими партиями.

Подъем свободы был слишком быстрым и слишком стихийным, и еще до прихода русских свободу пытались ограничить. Историк Иржи Гоппе  в своей книге «Оппозиция’68» (Jiří Hoppe, Opozice ’68), например, показывает, что коммунистическая партия Дубчека (Dubček) никогда серьезно не планировала допускать существование настоящей оппозиции.

Читайте также: Kremlofil - новое чешское слово?

Поиски в архивах также показали, что режим Дубчека ни на минуту не прекращал операции Службы государственной безопасности против так называемых врагов режима, например, против  ссыльных.

 


Более того акт оккупации иностранными войсками в августе 1968 года потом на второй план отодвинули другие события, анализ которых для изучения чешской истории является гораздо большим вызовом. Это, например, кровавое подавление чешской полицией и милицией протестов в августе 1969 года и невыносимо легкий путь чешского общества к  позорной нормализации.

Что будет в телевизоре

Пражская весна


Тем не менее, сегодня август 1968 года в одном аспекте остается актуальным. Вновь возникают вопросы: каково наше отношение к России, каким оно должно быть и что делать с этим делать в связи с приближающимися парламентскими выборами. Обстоятельства сложились так, что во время 45-й годовщины русской оккупации в Чехии начинается предвыборная кампания. И один из ожидаемых вопросов будет звучать так: должны ли чехи даже через почти полвека после августа 1968-го говорить об опасности, исходящей от России? Иначе говоря, должны ли чешско-российские отношения стать темой выборов?

Если смотреть реалистично, вопрос на самом деле должен быть обратным: почему отношение к России не должно быть темой выборов? Достаточно иногда читать газеты. Ситуация в России с каждым месяцем становится все хуже. Путин и его правосудие одного за другим сажают критиков режима. У неугодных бизнесменов на основании не совсем ясных доводов забирают имущество таким образом, что они рады бежать из страны. Режим Путина принимает тоталитарные законы, или, скорее, средневековые законы - вспомните последние нормы, направленные против гомосексуалистов.

Также по теме: Опасность большой лжи и Пражское восстание

Если чешские спецслужбы еще вменяемы (а никто не сообщал об обратном), тогда Чехия к этим сообщениям из России должна относиться очень серьезно. В докладах чешской контрразведки систематически появляются предупреждения относительно деятельности российских шпионов против чешского государства. Из сообщений становится очевидно, что Россия сегодня соответствует портрету экспансивного государства, которым авторитарно управляет узкая группа людей из окружения президента, бывшего офицера КГБ. И хотя в данный момент Москва не угрожает своей армией и, видимо, в ближайшее время угрожать не будет, риски есть: шантаж через сырье, массовая покупка  чешских фирм компаниями, которые принадлежат людям из Кремля, приток денег, которые Путин использует для укрепления своей власти, и ненавязчивое распространение у нас в стране методов и практик российской власти.

Некоторые иронизируют над «запугиванием Россией». Можно услышать слова, что раньше «пугалом» была Греция, теперь - Россия. Удивительно, но так говорят политики, которые без какого-либо протеста приняли то, что темой последних президентских выборов стал страх перед Германией, миролюбивой, дружественной и образцово демократической страной. И речь идет не только о Германии. Внутри Гражданско-демократической партии (ODS) все чаще говорят о том, что серьезной темой выборов должен стать Европейский Союз. Если говорить точнее - «опасность» дальнейшей интеграции ЕС.

Если политическим партиям действительно необходимо предупреждать нас о риске, идущем из-за границы, они не могут игнорировать Россию. Это то же самое, что старательно пылесосить под батареей, игнорируя  кучу мусора перед телевизором.