Не только богатые русские разбрасываются в отпуске деньгами направо и налево. Представители среднего класса на отдыхе также становятся гедонистами. Такие страны, как Турция, поняли это уже давно.
Во всех остальных областях своей жизни Ксения Лапина весьма оригинальна. 37-летняя москвичка, по профессии график-дизайнер, имеет прекрасный вкус. Будучи матерью, она также хорошо разбирается в нетрадиционных методах воспитания детей. А в силу хобби имеет представление о строительстве загородных домов — «с прицелом на будущую пенсию», как она сама говорит. «Потому что мы с мужем не имеем полного представления о других способах управления капиталом».
Таким образом, «оригинальность» и «неповторимость» — это те эпитеты, которые вполне точно характеризуют Лапину. Но только не в вопросах отпуска. Когда речь заходит о летнем отдыхе, ее индивидуальность отступает на второй план. Так что семья Лапиных, вполне олицетворяющая московский средний класс, на следующей неделе вместе с тысячами других соотечественников сядет в чартерный самолет и отправится в Турцию, где ее ждет гостиница категории «все включено». «Такие отели словно созданы специально для нас, русских», объясняет Ксения. «Поэтому выбор напрашивается сам собой».
Действительно, Турция практически навязывается россиянам. После того, как Хорватии в этом году вступила в Евросоюз и ввела визовый режим, страна на Босфоре осталась для граждан России, по сути, единственной возможностью отдохнуть на море, избежав лишней бюрократической волокиты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что их поток становится все больше. «У России есть все шансы стать лидером по количеству туристов, посетивших Турцию, и оттеснить на второе место Германию», цитировали российские СМИ Османа Айюка, главу Объединения турецких владельцев отелей. По его словам, в 2012 году под турецким солнцем понежились в общей сложности 3,6 миллиона россиян. В этом году эта цифра вырастет, предположительно, на 10-15 процентов. Одним из факторов, повлиявших на эту тенденцию, явились политические пертурбации в Египте, другой традиционной «мекке» для российских туристов.
Читайте также: Туристы ради денег
Обе мусульманские страны давно уже разобрались в том, как надо ублажать гостей из России. В то время, как Западную Европу традиционно предпочитают богатые русские, Египет и Турция сделали ставку на пусть даже довольно «пестрый», но постоянно растущий средний класс. Потому что хотя его представители и предпочитают более дешевый отдых, но с деньгами они при этом тоже расстаются вполне охотно.
Причины этого кроются в истории, объясняет Сергей Галицкий, глава торговой сети «Магнит» (одной из ведущих в России), занимавшийся изучением различных моделей клиентского поведения своих соотечественников. «Немцы и другие европейцы являются кальвинистами — они много работают и предпочитают экономить заработанное. Россияне же предпочитают поговорку: „Мы живем лишь однажды“. Поэтому они с легкостью тратят все, что заработали. Это является следствием последних 500-700 лет, когда России часто приходилось терять свои владения».
Туристическая атака
Нынче из России на Средиземноморье летят десятки чартеров, до отказа набитых туристами — причем не только из Москвы, но и из других городов-миллионников, а также из нефтеносной Западной Сибири. И давно уже стало понятно, что Турция и Египет оказались правы в своих расчетах: русским действительно требуется ощущение эксклюзивного обслуживания, потому что они в массе своей страдают от неврозов, вызванных постоянной дискриминацией.
Кроме того, у россиян есть проблемы с иностранными языками, и им часто требуется помощь в этой области. Да, иногда у русских на отдыхе случаются конфликты друг с другом, потому что после девятой порции водки один из них по пути в туалет не проявил достаточной учтивости по отношению к другому, или тому просто так показалось. Но самое главное заключается в том, что среднестатистический россиянин в отпуске ведет себя еще боле развязно, чем в обыденной жизни.
Также по теме: Туристический бум русских в Испании
Конечно, россияне, с одной стороны, являются «чемпионами мира» по среднестатистическим ежедневным расходам на душу населения, которые, по исследованиям организации Euromonitor International, в ближайшие пять лет вырастут с 227 до 469 долларов. Однако в абсолютном выражении их расходы за границей, по данным Российского союза туроператоров, составили 43 миллиарда долларов, и по этому показателю россияне отстают от китайцев, немцев, американцев и британцев.
Главная цель — Европа
Однако и Европе достается весьма внушительный кусок российского туристического «пирога» — не в последнюю очередь благодаря наплыву поклонников зимнего туризма. Но и летом значительное количество представителей среднего класса отправляется в Западную Европу, прежде всего, в Испанию, Италию, Францию и на Кипр. И это несмотря на то, что растет конкуренция со стороны восточноазиатских туристических направлений.
При этом конкуренции со стороны российских курортов, в первую очередь, на черноморском побережье, Европе опасаться не приходится. Потому что цены там выросли в последнее время весьма существенно — а уровень сервиса так и остался крайне низким. Если европейским туристическим странам чего и стоит бояться, так это конъюнктуры — в российской экономике начинается фаза стагнации, а продолжающееся снижение курса рубля делает заграничные поездки дорогим удовольствием.
Так что нет ничего удивительного в том, что, по данным социологической службы ВЦИОМ, почти половина россиян останется дома — по причине отсутствия денег. К тому же всего лишь 17 процентов граждан страны имеют загранпаспорта. А остальные традиционно поедут на дачу, где будут копаться на огородах или рыбачить. Кстати, рыбалка, согласно опросам, является любимым развлечением российских мужчин.
В цифрах:
13,6 миллиона россиян посетили в 2012 году Турцию. В этом году эта цифра вырастет на 10-15 процентов.
17 процентов всех россиян имеют загранпаспорт. Остальные останутся дома или проведут отпуск на даче.