Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мифы дела Мэннинга

© REUTERS / U.S. Army/HandoutОдетый как женщина Брэдли Мэннинг
Одетый как женщина Брэдли Мэннинг
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нет, обвинения не имеют ничего общего со стремлением администрации Обамы наказать информаторов. Нет, 35-летний судебный срок никак не назвать завышенным. Нет, Челси Мэннинг не просидит столько лет за решеткой. Давайте развеем несколько мифов и домыслов вокруг Челси (некогда Брэдли) Мэнниг(а), которую(ого) недавно приговорили к 35 годам тюрьмы.

Нет, обвинения не имеют ничего общего со стремлением администрации Обамы наказать информаторов. Нет, 35-летний судебный срок никак не назвать завышенным. Нет, Челси Мэннинг не просидит столько лет за решеткой.

Давайте развеем несколько мифов и домыслов вокруг Челси (некогда Брэдли) Мэнниг(а), которую(ого) недавно приговорили к 35 годам тюрьмы.

Прежде всего, дело Мэннинга никоим образом не связано с администрацией Обамы и ее ожесточенным стремлением наказать информаторов. Военные суды в США работают совершенно независимо от Министерства юстиции. Если бы даже президентом в стране был ярый защитник гражданских свобод, это бы ровным счетом ничего не изменило, и армия взялась за Мэннинга столь же сурово.

Мэннинг стал автором беспрецедентных утечек, причем как по объему (700 000 файлов с конфиденциальными сведениями), так и по потенциальной опасности (в файлах содержались подробные отчеты о проведенных боевых операциях).

Я спросил у двух выдающихся специалистов по военному праву, Гари Солиса (Gary Solis) из Джорджтаунского университета и Юджина Фиделла (Eugene Fidell) из Йельского университета, существовал ли у этого дела какой-то эквивалент на протяжении прошлого века. Они смогли назвать только один: в 1985 году служащий американских ВМС Джон Уокер (John Walker) продал Советскому Союзу тайны первостепенной значимости. Суд приговорил его к пожизненному тюремному сроку, который он отбывает по сей день.

ИноСМИ__Брэдли Мэннинг - герой или предатель?


Еще одним заметным случаем стало дело бывшего офицера морской разведки Сэмюэла Морисона (Samuel Morison): он передал британской газете секретные фотографии советских кораблей, которые были сделаны с американского спутника-шпиона. Однако в момент происшествия Морисон ушел из флота и работал в Министерстве обороны в числе гражданских сотрудников. Гражданский суд дал ему два года тюрьмы в силу Акта о шпионаже. Тем не менее, Билл Клинтон принял решение помиловать его, потому что этот закон времен Первой мировой войны применялся слишком редко и бессистемно.

Читайте также: Мэннинг извинился за «нанесенный США вред»


Разумеется, эти сравнения не слишком точны. Мэннинг не передавал секретные документы вражеской державе и не получал за это деньги. Но все это лишь подчеркивает необычность дела Мэннинга, которое навсегда останется в анналах американской военной истории. Оно не стало «очередным подтверждением» суровости администрации Обамы в борьбе с утечками информации, которые могут поставить под угрозу национальную безопасность. Речь идет о серьезном, но при этом чрезвычайно странном нарушении Кодекса военной юстиции.

Особенности военной юстиции


Далее, основные задачи военной юстиции кардинальным образом отличаются от целей гражданских судов. Вот, что говорится о них в недавнем отчете Исследовательской службы Конгресса США:

«В [гражданской] судебной системе основные задачи заключаются в том, чтобы без промедления и с наименьшими затратами оправдать невиновного, наказать виновного соответственно его преступлениям, а также предотвратить новые преступления в целях обеспечения общественного порядка. Военная юстиция разделяет некоторые из этих задач, однако служит также для укрепления дисциплины в вооруженных силах и преследует цель повышения эффективности национальной обороны».

Многие из сочувствующих Мэннингу были недовольны тем, что армия устроила над солдатом суд, чтобы сделать из него пример для других. Отчасти это верно. Но не совсем.

Даже если такие утечки позволили раскрыть военные преступления и не нанесли серьезного урона национальной безопасности, как утверждают сторонники Мэннинга, это не имеет никакого значения в военном суде. Учитывая, что одной из задач военной судебной системы (и одним из ее главных отличий от гражданских судов) является поддержание дисциплины в вооруженных силах, ни один военный судья попросту не мог дать поблажку солдату, который так бесстыдно нарушил свои обязательства.

Кроме того, раз Мэннинга признали виновным по 20 из 22 пунктов обвинительного заключения, то в 35-летнем тюремном сроке нет ничего удивительного или чрезмерного. К тому же, маловероятно, что он проведет столько лет за решеткой.

Пикет в поддержку Мэннинга прошел возле Белого дома в Вашингтоне


Также по теме: Дело Мэннинга меняет значение термина «предательство»

Вынесшая приговор судья Дениз Линд (Denise Lind) вполне могла отправить Мэннинга за решетку на 90 лет в силу процедурных директив. Военные прокуроры в свою очередь требовали для обвиняемого 60 лет, чтобы припугнуть тех, кто мог бы пойти по его стопам.

Тем не менее, по счастью для Мэннинга, легитимности военных судов и свободы прессы, Дениз Линд не согласилась с их абсурдными подсчетами. Судья признала Мэннинга невиновным по главному пункту обвинения («сговор с врагом»), который автоматически означал пожизненное заключение, и, видимо, посчитала несправедливым принимать означающее то же самое решение.

Адвокат просил 25 лет

Нужно отметить, что еще в самом начале процесса Мэннинг признал себя виновным, полностью осознавая выдвинутые против него обвинения, которые означали не менее 20 лет за решеткой. После признания вины по всем пунктам обвинительного заключения кроме двух, адвокат обратился к суду с просьбой назначить срок в 25 лет в знак снисхождения, с учетом добрых намерений Мэннинга, принесенных им извинений и обещании вести серьезную жизнь после освобождения. Таким образом, компромиссное решение в 35 лет гораздо ближе к требованиям защиты, а не обвинения.

Как бы то ни было, Мэннинг скорее всего окажется на свободе задолго до 2048 года. Во-первых, Дениз Линд постановила, что три с половиной года предварительного заключения будут вычтены из общего срока. Во-вторых, как это принято в военной юстиции, решение суда рассмотрит специальная комиссия, которая вправе сократить (но не увеличить) назначенный срок.

Наконец, в армейском кодексе есть несколько чрезвычайно интересных статей, которые касаются помилования и условного освобождения. Как следует из раздела 3-1.e(1)©, приговоренный к 30 или более годам тюрьмы может претендовать на условное освобождение через десять лет, то есть через шесть с половиной лет в случае Мэннинга за вычетом срока предварительного заключения. Далее, в разделе 3-1.d(5) отмечается, что осужденный на 30 и более лет может подать прошение о помиловании (освобождение или смягчение наказания) всего лишь через три года с момента заключения (другими словами, Мэннинг может сделать это хоть сегодня) и в дальнейшем повторно отправлять его каждый год.

Также по теме: Мэннинг - бьющий тревогу патриот или предатель Америки?

Разумеется, сам факт подачи прошения о помиловании вовсе не гарантирует, что его удовлетворят. Тем не менее, у Мэннинга припрятан другой туз в рукаве. Из раздела 3-2.a(4) следует, что военная комиссия по вопросам помилования и условного освобождения может среди прочих условий принять во внимание «психологический профиль» и «состояние здоровья» заключенного, к чему относится также «потребность в особом лечении».

Военнослужащий Брэдли Мэннинг


Последнее слово за Обамой

В обнародованном в четверг пресс-релизе Мэннинг заявил, что считает себя женщиной и потребовал называть его Челси, а не Брэдли. Кроме того, он обратился с просьбой начать гормональную терапию в военной тюрьме Форт Ливенворт (штат Канзас). Официальный представитель армии в свою очередь заявил, что этот медикаментозный курс отнюдь не является обязательным.

Таким образом, если руководство Форта Ливенворт придерживается аналогичной точки зрения, адвокаты могут заявить, что условия заключения нарушают «потребность заключенного в особом лечении», и что Мэннинга необходимо срочно помиловать. (А, как вы помните, такое прошение он может подать хоть сейчас).

В этом случае комиссии по помилованию и досрочному освобождению придется принимать во внимание общественное мнение. Стоит также отметить, что по военным законам последнее слово в решениях этой комиссии остается за Министром армии, который может переступить через ее постановления или попросту их отменить. Нынешний министр Джон Макхью (John McHugh) был в прошлом сотрудником Палаты армейских служб и руководил отделом, который занимался вопросами благополучия, морали и отдыха военных.

Макхью посочувствует Мэннингу? Посчитает, что его/ее особое мироощущение «требует» специального подхода? Последнее слово в любом случае остается за президентом Обамой, который как главнокомандующий определяет все аспекты армейской жизни. Может ли давление склонить чашу весов в пользу Мэннинга? Обама станет защитником дисциплины в армии (и, как следствие, борцом с утечками) или же поборником гендерных прав в военной среде? И относятся ли эти, по мнению Обамы, эти права к транссексуалам?

В скором времени дело Мэннинга может стать очень интересным и принять совершенно нежданный оборот.