Первая мировая война стала страшным временем преследования восточноевропейских евреев. В России, на польских территориях и в Буковине они оказались в тылу как гражданские лица. А как солдаты они должны были часто становиться «зрителями» чудовищных преступлений против их собратьев, которые совершались членами антисемитской царской армии. Первые были вынуждены направлять оружие против еврейских братьев - единоверцев, служивших в армии противника. В нашем распоряжении лишь небольшое количество исторических подробностей о восточной военной преисподней, литературную известность которые приобрели благодаря еврейским авторам. К ним относится и рассказ «История еврейского солдата» С. Дубнова. К счастью, сегодня он предстает перед нами в прекрасном немецком, научном переводе.
С. Дубнов (1860 - 1941), российский еврейский историк, один из создателей современной научной истории еврейского народа, задолго до коренного момента (1914г.) в своей судьбе занимался историей притеснения еврейского народа на территории России и Польши. Первая мировая война стала для него продолжением «Тридцатилетней войны», которую против евреев до сего момента вел царский режим. В то время С. Дубнов жил в Санкт-Петербурге. До начала 1916г. историк видит такое огромное количество подтверждений ужасов от пережитого на войне русскими еврейскими гражданскими и военными, что решает запечатлеть их на бумаге в форме рассказа. Прообразом становится еврейский солдат. Лишь шесть недель спустя в русско-еврейской газете «Еврейская неделя» в «цензурном варианте» рассказ был напечатан. Полная версия появилась лишь ранним летом 1917 г. К тому моменту царствование Николая II после Февральской революции подошло к концу.
При выписывании своего героя С. Дубнов опирается на биографии участников войны еврейского происхождения и на свой собственный опыт. Герой книги, А.Н. Гольдштейн (1881 г.р.), растет в просвещенном еврейском окружении недалеко от Киева. Уже в младенчестве во время погрома его вынуждены прятать. Ребенком его берут в Киеве под арест, т.к. семья Гольдштейнов без разрешения покидает район-поселение, предназначенное специально для евреев. В 1891 г. последующая попытка обосноваться в Москве не увенчивается успехом из-за массового изгнания евреев из города. После долгих блужданий с несколькими тюремными заключениями (Отец Гольдштейна умирает от последствий долгого пешего марша) главный герой, его мать и его сестра находят прибежище в Кишиневе, в Молдавии. Как и большинству еврейских школьников, доступ в гимназию юноше закрыт. Свой аттестат зрелости А.Н. Гольдштейн получает в Одессе, где с большим трудом он все же находит место в вузе.
Горький опыт «ущемленной белой вороны» компенсируется встречей со своими ровесниками, разделявшими такую же судьбу. Зачастую им, как и Гольдштейнам, приходится голодать. Именно среди них усиливаются революционные настроения, быстрее, чем где-либо еще в Российской империи. С. Дубнов, проживая с 1891 по 1903 гг. в Одессе, «отправляет» своего литературного героя на студенческие демонстрации. Позже протагониста арестовывают и насильно отправляют в рекруты. Именно там он сталкивается с «жесточайшими формами проявления ненависти к евреям». Роль примерного героя, олицетворяющего страдания целого еврейского поколения, увеличивается еще больше. А.Н. Гольдштейна увольняют из армии, т.к. он выступает против погромов в 1903 г. в Кишиневе. С. Дубнов изображает его в «эмоциональных тонах»: как самые близкие родственники становятся жертвами убийств и насилия. Вскоре резервист получает ранение во время русско-японской войны, где он воюет на стороне царского режима. Следующее ранение он получает уже в качестве члена еврейской газеты «Самооборона», которая пытается защитить евреев от антисемитских нападок во время революции 1905 г. Несмотря на все репрессии, А.Н. Гольдштейн хранит преданность своему Отечеству. Таким образом, еврейский солдат с воодушевлением вступает в войну, т.к. обещает себе покончить с царским режимом и улучшить положение евреев. Позднее, став очевидцем массовых наказаний, - изгнаний, насилия, грабежей, смерти и казни (так царская армия действовала против говорящих на иврите гражданских лиц), он оказывается охваченным озлобленностью.
Еще больше А.Н. Гольдштейн приходит в ярость, когда вместе с другими еврейскими солдатами бездеятельно вынужден наблюдать за жестокими казачьими налетами на беззащитное еврейское гражданское население. Во время массового насилия над еврейскими женщинами герой рассказа убивает одного из нападавших. В состоянии «полного телесного и морального истощения» он сам себе желает смерти, которая, по его словам, избавит его от страданий. Вскоре от немецкой пули умирает герой С. Дубнова. Еще одно подтверждение тому, что в его рассказах о войне, напечатанных на иврите и также на русском языке, скрыт иной, забытый аспект немецкой истории.