Визит к вождю русской революции носит сверхторжественный и вместе с тем почти религиозно-мистический характер. В этом году Мавзолей Ульянова-Ленина, расположенный на Красной площади у Кремлевской стены, закрыли на реставрацию. 30 апреля он был снова открыт, и чтобы попасть в него, надо отстоять небольшую очередь, которая начинается приблизительно у ограды Александровского сада, недалеко от памятника маршалу Жукову.
Вход с фотоаппаратами, видеокамерами и мобильными телефонами запрещен. Караул не дает очереди двигаться слишком быстро, чтобы побыстрее оказаться у входа, но и останавливаться тоже. Все должно быть чинно и неспешно. Небольшими группами проходят туристы. Посещение усыпальницы возможно лишь в течение трех часов пять дней в неделю. В мавзолее в однозначной форме предлагают снять головные уборы, вытащить руки из карманов и говорить шепотом. Забальзамированному телу Ленина, самой знаменитой современной мумии мира, нужен покой.
Тем не менее, «хотя это и не главная тема, которая волнует российское общество», говорит депутат Госдумы от КПРФ Сергей Абухов, некоторые пытаются нарушить ее покой. Два года тому назад ожесточенные споры вызвало предложение депутата от проправительственной партии «Единая Россия» Владимира Мединского вынести тело Ленина из мавзолея (где оно находится вот уже 89 лет) и похоронить его в земле. «Хорошо известно, что сам Ленин и не думал ни о каком мавзолее, а его родственники (сестра, брат и жена) были категорически против. Его хотели похоронить в Санкт-Петербурге, рядом с матерью», написал Мединский на сайте «Единой Росси». «Но коммунистов мало интересовало пожелание их собственного вождя и его родственников. Им нужно было создать культ, который заменил бы религию, а Ленина они хотели поставить на место Христа. Но ничего не получилось. С этим извращением необходимо покончить».
В прошлом году, вскоре после своего назначения на должность министра культуры, Мединский вновь поставил этот вопрос, однако руководство ЕР всегда отмежевывалось от этой инициативы. Разделяя позицию президента России Владимира Путина, «единороссы» заявляют, что это не вопрос сегодняшнего дня.
Читайте также: Ленин - публицист
История мавзолея на Красной площади началась вскоре после смерти Ленина 21 января 1924 года. При советской власти было распространено мнение о том, что идея забальзамировать тело первого руководителя СССР родилась в гуще народа и нашла свое отражение в письмах трудящихся и членов партии.
Официальным инициатором идеи выступил Михаил Калинин. Однако большинство современных историков считают, что истинным вдохновителем был новый вождь Иосиф Сталин, которые захотел сделать из руководителя Октябрьской революции нового бога с тем, чтобы укрепить собственную власть. Как считает политолог Дмитрий Орешкин, «большевики преднамеренно формировали языческий культ, при котором источником веры и объектом почитания было забальзамированное тело. А верховным жрецом стал Генеральный секретарь компартии».
Как и Мединский в современную эпоху, в ту пору в недрах власти раздавались голоса противников этой идеи. Это были Лев Троцкий, который назвал ее «безумием», и Николай Бухарин, написавший в одном из частных писем: «Мы заменили катехизис на азбуку коммунизма. Закон Божий стал теперь политпросветом. Вместо икон мы вывешиваем портреты лидеров. Пытаемся открыть мозг Ильича низшим слоям и коммунистической массе. Глупая страна!». Впоследствии оба стали врагами Сталина, их дальнейшая судьба хорошо известна.
30 января 1924 года, когда идея Сталина и Калинина уже воплощалась, Надежда Крупская, жена Ленина, опубликовала письмо в «Правде»: «не допустите, чтобы горе в связи со смертью Ильича превратилось в культ его личности. Не возводите ему памятников, дворцов в его честь и не устраивайте пышных торжеств в его память. При жизни он мало уделял внимания таким вещам, все это его угнетало». Крупская хотела, чтобы он был похоронен вместе с двумя своими сестрами и матерью на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
По мнению коммуниста Абухова, сегодняшние разговоры о мавзолее являются частью стратегии, направленной на то, «чтобы отвлечь внимание от вопросов, действительно волнующих общество, такие как низкие зарплаты, образование и медицинское обслуживание». Как считает этот депутат, ни руководство «Единой России», ни российская власть не заинтересованы в том, чтобы ставить этот вопрос. «Для них он тоже главная фигура, поскольку является и символом нынешнего российского государства. Он был отцом-основателем Российской федерации, а современная Россия — преемница РСФСР, образованная Лениным 7 ноября 1917 года», в день Октябрьской революции. «То есть, современная Россия приняла эстафету ни от царской России или Временного правительства, а от РСФСР, основанной Лениным. Это также придает легитимность внешней политике страны: к России перешло место СССР в ООН и Совете Безопасности, а также во многих других организациях».
Также по теме: Ленин, Брежнев и Сталин - самые популярные российские лидеры XX века
После своего прихода к власти 13 лет назад, нынешний глава страны Владимир Путин весьма редко высказывался по поводу тела Ленина. Его позиция отражает позицию российского общества, которое на сегодняшний день просто забыло про тело Ленина. «Всему свое время. Наступит подходящий момент, и российский народ решит, как поступить. История не любит суеты», — сказал Путин в 2010 году. В декабре 2012 года он сравнил тело Ленина с церковными святынями и отметил, что это часть российских традиций, чем поставил точку в обсуждении этой темы. В неспокойные 90-е годы Борис Ельцин тоже не захотел открывать ящик Пандоры. Если потревожить мумию, это может вызвать политические потрясения, которых после распада СССР никто не хочет. «Я думаю, что в российском обществе нет консенсуса по вопросу тела Ленина. После роспуска СССР было предано огласке много новых данных о Ленине и его соратниках. Все это привело к тому, что для значительной части населения он перестал быть однозначно положительной политической фигурой», считает политолог Сергей Михеев. «С повсеместным культом Ленина, существовавшим при советской власти, сейчас практически покончено».
Для историков и ученых ни тело Ленина, ни личность вождя большевиков сейчас особого интереса не представляют. «Вряд ли личность Ленина в настоящий момент волнует большое число российских граждан. Это скорее символ русской революции для коммунистов и людей левых взглядов. Если говорить о популярности, то она значительно ниже, чем у Сталина, создателя великой державы, основанной на принципах социальной справедливости», — поясняет Андрей Фурсов, директор Центра российских исследований при Московском гуманитарном университете.
Если в момент распада СССР в 1991 году рейтинг Сталина был весьма невысоким (около 12%, согласно социологическим опросам), то сейчас он значительно превосходит выдающихся деятелей российской истории, таких как Петр I, поэт Александр Пушкин, или даже сам Ленин. В прошлом году он составил порядка 49%.
«Кремль восхваляет Сталина потому, что он представляет собой твердую руку, авторитарную власть и великую империю, в то время как Ленин был революционером, а нашей власти (капиталистической и правой) революционеры не нравятся», — считает Владимир Рыжков, один из лидеров несистемной оппозиции, которая в 2012 году организовала крупнейшие акции протеста против Путина.
Читайте также: На Украине начался «Лениноповал»
Того же мнения придерживается Лилия Шевцова, руководитель программ политических институтов и внутренней политики России в московском Карнеги Центре. «Ленин и мавзолей беспокоят очень небольшую, традиционную часть населения. Она составляет не более 15% и приблизительно совпадает с теми, кто голосует за КПРФ.
По большому счету, и их этот вопрос заинтересовал бы лишь в том случае, если бы решили вынести тело Ленина из мавзолея, организовав по этому поводу шумную телевизионную кампанию. Но раз этого не происходит, то это и не влияет на их жизнь», — говорит Шевцова. Ленин был актуален, продолжает она, в 50-60-е годы, после смерти Сталина. Сейчас про мумию практически забыли. «Для многих людей она является интересным предметом истории, и они могут быть против ее захоронения лишь потому, что, по их мнению, она привлекает значительное число туристов», — добавляет Михеев.
Как писала советская пресса, в 40-е годы прошлого века мавзолей посещал один миллион человек в год. Сегодня количество посетителей незначительное. В декабре 2012 года, Левада Центр провел социологическое исследование, что думают россияне о Ленине и возможном закрытии мавзолея. 53% высказались за то, чтобы предать земле тело вождя большевиков. Как отмечают аналитики, в значительной степени этого мнения придерживаются те, кто считает Ленина разрушителем Российской империи, православные верующие и сторонники так называемой «исторической России».
По результатам того же самого опроса, около 25% были против выноса тела Ленина из мавзолея. Данные опроса получаются противоречивыми, поскольку только около 14% считают необходимым убрать мавзолей с Красной площади, в то время как 52% выступают за то, чтобы оставить его там, где он стоит.
Иерархи Русской православной церкви также неодобрительно относятся к нахождению мумии Ленина на Красной площади, но большого шума по этому поводу не поднимают. Историк Владлен Логинов, автор книги «Неизвестный Ленин», указывает, что этот вопрос был решен во времена Брежнева. Во время очередных профилактических работ в мавзолее власти проконсультировались с представителями РПЦ относительно того, как правильнее разместить тело Ленина, и получили следующий ответ: главное, чтобы оно находилось ниже уровня земли. В соответствии с этим, были произведены необходимые работы, и саркофаг установили на некоторой глубине.
Также по теме: Убрать памятники Ленину?
Смена поколений привела и к изменению настроений в обществе, считает вышеупомянутый Владимир Рыжков, историк и профессор Высшей школы экономики. «Молодежь мало что знает о Ленине. Она уже не помнит ни СССР, ни советской идеологии, центральной фигурой которой был Ленин. Для них Ленин теперь где-то на периферии», пояснил политик в телефонном интервью.
Для тела Ленина были построены в общей сложности три мавзолея, два временных из дерева и нынешний мраморный, воздвигнутый в 1929-1930 годах по проекту архитектора Алексея Щусева. Автором саркофага является Константин Мельников.
Как и последующие случаи бальзамирования останков мировых вождей, включая последнего северокорейского лидера Ким Чен Ына, скончавшегося в декабре 2011 года, а также сообщения о возможном бальзамировании Уго Чавеса в 2013 году, мумифицирование тела Ленина носило политические мотивы. Эту деликатную работу большевистские лидеры поручили биохимику Борису Збарскому, выпускнику Женевского университета, заведующему кафедрой анатомии Харьковского университета, разработавшему необходимую мазь. К нему присоединился профессор Петр Карузин, научный сотрудник Московского государственного университета. Благодаря созданному учеными химическому раствору, веки и губы Владимира Ильича преобразили так, что казалось, будто он уснул. Ничто уже не напоминало в нем того больного, разбитого параличом человека в кресле-каталке, каким он был в последние годы жизни.
Кроме того, его мозг был передан в специальную лабораторию, где в течение десятилетий ученые пытались разгадать секрет его гениальности. Через несколько лет в группу ученых мавзолея вошел сын Бориса Збарского Илья, который занимался сохранением тела вождя до 1952 года, когда его отец оказался в опале в связи с делом врачей. Известный ученый умер в 1954 году. Во время беседы со мной в 2006 году Илья Збарский, ныне покойный, рассказал мне следующее: «Воробьев использовал химический состав, разработанный им за несколько десятилетий до этого, и обладавший свойством сохранять цвет кожи. Его основу составляли глицерин и уксус, растворенный в калии».
Читайте также: Действительно ли Россия захоронит диктатора?
Для поддержания в сохранности тела Ленина был созданный научно-исследовательский Институт медицинских и ароматических трав, возглавляемый в настоящее время Валерием Быковым. Это научное учреждение совершенно закрыто для прессы, а сохранение тела Ленина рассматривается в нем как дело государственной важности. Забвение тела Ленина может затянуться надолго, потому что, как отметил Илья Збарский, накопленный опыт позволит сохранять его в течение 100 лет.
Теракты и переезды
Нельзя сказать, что у мумии Ленина была спокойная жизнь. Еще при жизни Ленина, 30 августа 1918 года, эсерка Фанни Каплан, разочаровавшаяся в революции и ее вожде, совершила на него покушение, когда Ильич выступал на заводе Михельсона в Москве. Ленин выжил, хотя пули, которые так и не удалось извлечь, могли стать причиной его последующей болезни и смерти. Каплан расстреляли, а ЧК развернула кампанию преследования эсеров, в ходе которой было казнено более 800 человек.
Помимо покушения при жизни, был совершен также ряд терактов в отношении забальзамированного тела. В 1967 и 1973 годах были две попытки взорвать мавзолей, во время которых погибли несколько человек, включая самих исполнителей. Еще шесть человек с помощью насилия выразили свое неприятие культа Ленина или разочарование советской властью. Газеты ничего не сообщили об этих инцидентах. И все же некоторые имена стали известны. Например, колхозник Митрофан Никитин, в 1934 году попытавшийся выстрелить в тело Ленина из пистолета в знак протеста против голода тех лет. Охрана мавзолея не позволила ему этого сделать, и он покончил с собой там же. В 1959 году один мужчина ударил молотком по саркофагу, причинив определенный ущерб. Год спустя, некто Михайлов выстрелил из пистолета в саркофаг. Пуля пробила стекло и попала Ленину в лицо. В 1971 в саркофаге установили пуленепробиваемое стекло.
Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, тело Ленина единственный раз покинуло свою усыпальницу на Красной площади. 3 июля 1941 года его поместили в деревянный ящик и в обстановке секретности отправили в сибирский город Тюмень. Воробьев умер в 1937 году, так что сохранность мумии обеспечивали отец и сын Збарские, а также охрана мавзолея. В Тюмени тело Ленина пробыло 1.360 дней, до 1944 года. С тех пор оно постоянно находится в Москве.