Франция в полной мере исполняла свой политический долг в отношении Сирии вплоть до недавней войны. Эти времена остались в прошлом, однако опыт указывает ей на необходимость занять жесткую и ясную позицию по текущему кризису, который напрямую не зависит от устремлений и колебаний ее американского партнера. Как мне кажется, в этой позиции должно присутствовать три главных момента:
1. Четкое знание фактов и виновных, информацию о которых могут дать только наблюдатели Организации объединенных наций. Все помнят о сфальсифицированных документах насчет оружия массового поражения, которые представил американский госсекретарь в Совете безопасности, чтобы оправдать военное вмешательство в Ираке. Нужно отметить, что Жаку Шираку в тот момент хватило мудрости отказаться принимать в нем участие.
Какой бы ужасной ни была химическая атака, необходимо точно установить ее природу и тех, кто решил ее провести. В первые же часы западные СМИ обвинили во всем режим Башара Асада, однако нам необходимо провести доскональное следствие. Зачем ему нужно было пересекать проведенную Бараком Обамой «красную линию» и навлекать на себя тем самым американское вмешательство? Сирию разрывает на части множество группировок, которые находятся во власти, в оппозиции или вообще за пределами страны. Кто из них мог попытаться вовлечь США и их ближайших союзников в удары по сирийским вооруженным силам? Специалисты Организации объединенных наций должны прояснить этот момент.
2. Военные действия против государства-члена Организации объединенных наций должны быть санкционированы решением Совета безопасности, постоянные члены которого, в том числе Россия и Китай, имеют право наложить свое вето. Франция, как постоянный член Совета безопасности, должна соблюдать эти правила. Отметим также, что ни одна из крупнейших развивающихся стран, известных под названием БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) не поддержала операцию в Сирии.
3. Как следует из общеевропейской внешней политики и политики безопасности в Маастрихтском договоре, которая была утверждена президентом Миттераном и подтверждена в Лиссабонском договоре, желательно, чтобы все страны-члены Европейского Союза заняли общую позицию по сирийскому кризису, где их интересы совершенно не противоречат друг другу. Таким образом, Франции необходимо потребовать созыва Европейского совета, которому должна предшествовать встреча министров иностранных дел. Европейский Союз - это большой сосед Ближнего Востока, в связи с чем ему следует высказать единое мнение по поводу того, что нужно, а что не нужно делать, вместо того, чтобы плодить национальные заявления.
Четко установить обстоятельства и виновных, соблюдать процедуры международного права, найти общую позицию для всех стран-членов Европейского Союза - так, как мне кажется, должны выглядеть действия Франции по сирийскому кризису.