Москва — У Владислава Баумгертнера хороший английский, западные дипломы по коммерции и стремительная карьера, характерная для молодой российской бизнес-элиты. Но сейчас боссу самого крупного в мире производителя калийных удобрений «Уралкалия» больше могут пригодиться советские навыки выживания.
На протяжении двух недель 41-летний Баумгертнер содержится в промозглой камере белорусской тюрьмы сталинской постройки. Ему грозит до 10 лет лишения свободы по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями и поиске выгоды в ущерб Белоруссии во время нахождения на посту председателя «Белорусской калийной компании» (БКК), которая до прошлого месяца контролировала экспорт российских и белорусских удобрений.
Белоруссия давно уже проявляет недовольство, считая, что «Уралкалий» вознамерился осуществить поглощение ее собственного производителя удобрений компании «Беларуськалий». Минск возмутился, когда «Уралкалий» в прошлом месяце внезапно вышел из состава БКК, видимо, намереваясь вести политику снижения цен. Тем самым он нанес удар по белорусскому источнику получения твердой валюты и причинил ущерб и без того неустойчивой экономике этой страны.
Следственный комитет Белоруссии не предоставляет никаких подробностей о ходе идущего расследования и по сути выдвинутых обвинений, хотя в момент ареста Баумгертнера он утверждал, что российский бизнесмен и прочие лица из состава БКК предоставляли некоторым покупателям скидки на свою продукцию, не ставя при этом в известность белорусов. Они меняли маршруты судов и отправляли продукцию «Уралкалия» вместо «Беларуськалия», а также отменяли некоторые контракты БКК, обещая взамен своим партнерам альтернативную продукцию «Уралкалия» по более низким ценам.
Читайте также: Отношения России с соседями становятся все более натянутыми
«Уралкалий» отрицает любые нарушения, а ранее он заявлял о том, что у Владислава Баумгертнера нет тех полномочий, которыми он, согласно заявлениям белорусских властей, злоупотреблял.
Из аэропорта в наручниках
Баумгертнер приехал в Белоруссию на переговоры спустя менее чем месяц после выхода из БКК. Когда он улетал из Минска 26 августа, на него в столичном аэропорту надели наручники, швырнув в самое пекло ожесточенной баталии между Москвой и Минском.
В Белоруссию Баумгертнера пригласил премьер-министр страны. Приглашение также получили бывший глава кремлевской администрации, председатель советов директоров «Уралкалия» Александр Волошин и главный акционер компании Сулейман Керимов. Но поехал туда один Баумгертнер.
Его содержат в следственном изоляторе белорусского КГБ, который местные жители называют Американкой, видимо, проводя аналогии с тюрьмой Чикаго.
Он попросил передать ему некоторые лекарства, а также книгу Толстого «Анна Каренина». С этим классическим произведением бизнесмен будет коротать долгие тюремные дни.
Для хрупкого и худощавого Баумгертнера тюремные условия могут оказаться суровыми.
Белорусский политик и лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько провел в Американке 108 дней за участие в протестах после переизбрания в 2010 году президента Александра Лукашенко.
Также по теме: Большой прокол «белорусского экономического чуда»
По его словам, тамошние камеры, самая большая из которых имеет размер 2,5 на 5 метров, темные, серые, сырые и мрачные. Все они переполнены людьми. Вместе с Лебедько в камере на 4 человека находилось шестеро заключенных, и температура там обычно не поднималась выше 14 градусов Цельсия.
«Есть много способов для нагнетания давления. Если вы не подготовлены, если вы физически не готовы к условиям, которые далеко не комфортные, то вам там будет очень трудно», — сказал он.
Заключенных дважды в день выводят в туалет, хотя, по словам Лебедько, в тюрьме имеются и «VIP-камеры» с туалетами.
Баумгертнер не первый высокопоставленный российский бизнесмен, оказавшийся за решеткой. Однако, как говорят его конкуренты и друзья, арест и заключение стали для него и для его окружения мощным потрясением.
«Совет директоров был проинформирован об этой истории, о трудностях очевидного расхождения целей (между партнерами по картелю), которые все больше усиливались», — заявил заместитель председателя совета директоров «Уралкалия» Роберт Маргеттс (Robert Margetts).
«Конечно, мы много времени посвятили изучению коммерческих и финансовых рисков, а также последствий (выхода из БКК). Но должен сказать, что такого поворота я не ожидал».
Живительные перемены
По общему мнению, Баумгертнер мягкий руководитель, человек жизнерадостный, имеющий большое самообладание. Соперники и коллеги называют его упорным и методичным переговорщиком, чей подход к персоналу и публике радикально отличается от его предшественников, учившихся в СССР.
Читайте также: Лукашенко обвиняет Россию и критикует Таможенный союз
«Это человек слова, что в наши времена явление редкое», — заявил бывший генеральный директор российской компании по производству удобрений «ФосАгро» Максим Волков.
Баумгертнер, работавший в сфере энергетики, а позднее учившийся в Лондоне, пришел в компанию «Уралкалий» в 2003 году на должность коммерческого директора. В 2005 году он стал президентом компании.
В 2010 году Баумгертнер оставил свой пост, когда его понизили в должности бывшие владельцы компании, став гендиректором другой фирмы по производству удобрений «Сильвинит». Когда «Уралкалий» в 2011 году купил «Сильвинит», он при поддержке ключевого акционера Керимова вернулся в компанию.
Говорят, что Баумгертнер создал молодую и амбициозную команду управленцев. Его хвалят за эффективность, что, пожалуй, является результатом инженерного образования. В стране, где новости зачастую замалчиваются, он отличается стремлением к открытости. Так было в 2006 году во время затопления шахты на Урале, и когда в горняцком городе Березники появились крупные карстовые провалы.
«Владислав на посту гендиректора, вопреки стремлению некоторых людей из „Уралкалия“ не предавать это дело огласке, открыл все двери, пригласил для оказания помощи лучших консультантов со всего мира и даже не пытался скрыть эти проблемы от общества», — заявил генеральный директор работающей в отрасли калийных удобрений немецкой проектной и консалтинговой фирмы Ercosplan Генри Рауш (Henry Rauche).
«Он внес живительные перемены в российскую отрасль производства калийных удобрений после советского стиля руководства».
После ареста Баумгертнер не появлялся на публике. Его никто не смог сфотографировать.
В подготовке статьи приняли участие Алессандра Прентис (Alessandra Prentice), Наталья Шурмина, Виктория Андреева, Андрей Маховский и Клара Ферейра-Маркес (Clara Ferreira-Marques).