Вслед за августом, который навевает воспоминания о Второй мировой войне, наступил сентябрь – время обернуться назад и вспомнить об отношениях между Китаем и Японией.
18 сентября произошел Манчжурский инцидент (1931 год), 19 сентября были установлены дипломатические отношения между Японией и Китаем (1972 год). 3 сентября в Китае считают днем победы в войне против Японии. Эта дата также связана и с празднованием следующего дня, в который Япония подписала свою капитуляцию в 1945 году.
В этот список также попадает 11 сентября. Именно в этот день год назад китайское правительство выступило против национализации трех островов Сенкаку Японией. После памятных событий прошел один год. Отношения между Японией и Китаем охладились, все это время продолжался бесконечный обмен протестами и критикой.
Нельзя упускать из внимания то, что китайская сторона в своих рассуждениях связывает острова Сенкаку с историческими проблемами.
Читайте также: Истиный смысл слов «Окинава - территория Китая»
В мае премьер-министр Китая Ли Кэцян, затронув в своей речи Каирскую декларацию, подписанную во время Второй мировой войны лидерами США, Великобритании и Китая, заявил, что в ней четко устанавливается, что Япония должна вернуть Китаю украденную Манчжурию, а также Тайвань и другие острова». Было понятно, что это высказывание направлено в адрес Сенкаку.
15 августа партийная газета КПК «Жэньминь жибао» обозначила в отношении островов Сенкаку следующее: «Проблема обращения с японскими территориями после Второй мировой войны связана с вопросами международного порядка». Статья намеренно представляет Японию как незаконно захватившую острова и идущую вразрез с международным правопорядком.
Однако подобным точкам зрения китайской стороны не хватает убедительности.
Изначально во время конфискации Тайваня сразу после войны правительство Китайской республики не потребовало передачи Сенкаку. Китай начал настаивать на своем территориальном праве на эти острова только спустя 20 лет после войны.
Также по теме: Конфликт из-за островов и его смыслы
Китай так рьяно заботится об «истории», смешивая вопрос Сенкаку с агрессией Японии и колониальным правлением, чтобы настроить международное мнение в свою пользу. Правительству Японии необходимо тщательно разъяснить мировому сообществу, что проблема Сенкаку – это отдельный вопрос.
С другой стороны, у Японии есть свои слабости, которые приводят к подобным заявлениям Китая, не имеющим под собой основания. Например, этой весной премьер-министр Абэ сказал: «Определение агрессии не установлено», что вызвало волну недоверия по отношению к Японии у западных стран.
Между тем, отношениям между Японией и Китаем был нанесен большой урон.
На днях премьер-министр переговорил с китайским лидером Си Цзиньпином, пользуясь началом прошедшего в России саммита глав государств «большой двадцатки». Даже пятиминутный разговор в данной ситуации, когда между лидерами Японии и Китая вот уже год не было никаких контактов, можно считать шагом вперед.
Правительство Японии должно еще более настойчиво призывать Китай к переговорам. В первую очередь нужно расширить сотрудничество в многообещающих сферах, таких как экономика и окружающая среда.
Китай должен уважать себя. Раздувая националистические настроения с помощью исторических проблем, можно только связать себя по рукам и ногам. Политбюро Китая наверняка прекрасно понимает всю глупость подобного поведения.