Официальный представитель партии Альтернатива для Германии (АдГ) Бернд Луке (Bernd Lucke) хочет распустить валютный союз и предоставить возможность кризисным государствам обанкротиться. Однако он намерен продолжить европейскую интеграцию: «Все разумное в Европе сохранится».
Wirtschaftswoche: Г-н Луке, что, на ваш взгляд, более вероятно: попадание партии «Альтернатива для Германии» в Бундестаг или обращение Греции в ближайшие месяцы за дополнительной помощью?
Бернд Луке: Я считают оба варианта весьма вероятными. В ходе предвыборной кампании мы получаем невероятно большую поддержку со стороны граждан. Поэтому я настроен очень оптимистично относительно того, что наша партия на выборах в Бундестаг сможет преодолеть пятипроцентный барьер. Одновременно не вызывает сомнений, что Греция по-прежнему весьма далека от того, чтобы иметь возможность стоять на собственных ногах.
— Нуждается ли эта страна в еще одном списании долгов?
— Эта страна в конце года будет сидеть на долге в объеме около 350 миллиардов евро. Это примерно 170% внутреннего валового продукта. Если принять во внимание, сколько времени понадобилось Афинам для того, чтобы получить первичный профицит, то становится ясно: долговая нагрузка является слишком большой. Кстати, именно так оценивают ситуацию специалисты, включая экспертов Международного валютного фонда, которые обычно находятся на стороне федерального правительства.
— Черно-желтая коалиция недавно впервые признала, что Греция, судя по всему, нуждается в дополнительной помощи. Однако партнеры по коалиции предпочитают говорить о продлении уже предоставленных кредитов, а не о списании долга.
Читайте также: Греция превращается в приватизационное поле битвы, куда устремляются иностранные инвесторы
— Если происходит продление срока предоставления кредита или понижаются процентные ставки по нему, то это тоже своего рода списание долгов. Ни один кредитор не будет этот делать в добровольном порядке. Любой отказ от фактической стоимости – и именно об этом и идет здесь речь – де факто и является списанием долга. Федеральное правительство просто занимается лакировкой действительности.
— А что представляет собой альтернативный план в отношении Греции, а также других кризисных стран еврозоны?
— Мы требуем прекращения предоставления кредитов по программе помощи из фонда Европейского стабилизационного механизма (ESM). Кроме того, кризисные страны должны начать процесс суверенного дефолта. Для Греции и Ко. это было бы хорошо, так как таким образом они смогут избавиться от долгов и получить шанс для нового начала. Мы хотели бы заниматься устранением причин существующих проблем.
— В Афинах это воспринимается иначе.
— Пока предоставляется помощь в виде кредитов, это не вызывает удивления. Речь идет о том, чтобы создать такие экономические стимулы, чтобы Греция добровольно вышла из еврозоны. Ведь рынки передают сигналы, поскольку они правильно оценивают конкурентоспособность страны и больше не готовы предоставлять ей кредиты. Но в действительности рыночная оценка приукрашивается с помощью предоставления кредитов из фонда ESM, а также политики, проводимой Европейским центральным банком. Я твердо убежден в том, что выход из валютного союза в интересах Греции, если больше не будет спасательных кредитов. Если греки согласятся с тем, что они не будут больше получать кредиты в рамках программы помощи и, тем не менее, решат остаться в еврозоне, то тогда им следует делать это, полагаясь на Господа Бога. Это противоречило бы интересам Греции, но перестало бы наносить ущерб партнерам по еврозоне.
— Что следовало бы учитывать при выходе Греции из еврозоны?
Также по теме: Меркель перед выборами старается не развивать тему Европы
— Банкротство должно быть подготовлено таким образом, чтобы важные для системы банки могли быть рекапитализированы. Это должно быть сделано за счет владельцев, а затем за счет кредиторов со вкладами, превышающими 100 тысяч евро. Собственность крупных кредиторов не должна быть конфискована, и часть их требований может быть обменена на новые ценные бумаги банка по схеме долги за акции (debt for equity swaps). И только в том случае, если банк находится в столь сложном положении, что для него этого недостаточно, должна привлекаться страна, где зарегистрирован этот банк, а, если и она не способна это сделать, то тогда еврозона. Однако подобный вариант в отношении вкладов крупных кредиторов не очень вероятен.
— Без кредитов в рамках программы помощи для оказавшихся в сложном положении государств лицо еврозоны резко изменится. Как могут выглядеть перспективы валютного союза, если будут реализованы ваши планы?
— Я очень скептично настроен по поводу того, что мы тогда в длительной перспективе вообще будем иметь еврозону. Если говорить честно, то евро наносит вред не только Греции, Португалии, Испании и т.д., но и Франция, к примеру, сталкивается с серьезными проблемами и, по моему мнению, ей также следовало бы выйти из евро и ввести свою национальную валюту. Французы в этом случае могли бы ориентировать ее на евро и посмотреть, может ли страна поддерживать взятый темп. Если нет, то у Парижа была бы возможность провести девальвацию своей валюты. Конечно, выход Франции из еврозоны привел бы к тому, что доминирующее положение в оставшемся союзе имела бы Германия, то есть речь идет об Австрии, Голландии и, возможно, Финляндии и Эстонии. Чтобы публично не понижать статус Франции, лучше бы в таком случае полностью распустить оставшуюся часть еврозоны.
— А в переходный период будет использоваться параллельная валюта?
Читайте также: Европа вышла из рецессии
— Конечно, за один день нельзя ввести другую валюту. Это невозможно сделать, принимая во внимание количество банкоматов, которые нужно будет перенастроить. На это требуется время, как это было и при введении евро. В то время мы имели возможность использовать немецкие марки, хотя в электронном виде уже была введена общая валюта. При выходе страны из еврозоны можно будет поначалу использовать имеющиеся денежные купюры и монеты, но параллельно будет вводиться национальная валюта как средство безналичного расчета.
— Означала бы ликвидация евро одновременно и окончание европейской интеграции?
— Нет, почему? Европа – это больше, чем общая валюта. Такие страны, как Дания, Великобритания или Швеция нельзя считать не включенными в интеграцию по той причине, что они не принимают участия в валютном союзе. На мой взгляд, при введении евро мы просто сделали лишний шаг в области интеграции. Партия АдГ предлагает вернуться назад на один шаг, так как он себя просто не оправдал. Но все разумное, что есть в Европе, должно сохраниться: внутренний рынок, свободное движение капиталов, общая внешняя политика и политика в области безопасности.
— Свободное перемещение людей принесло не только благо: в Германию переселились многие мигранты, бежавшие от бедности.
— Право свободного выбора места жительства оправдало себя в Европе. Здесь мы не хотим вводить какие-либо ограничения. Но верно и то, что есть миграция по причине бедности, так как у нас существуют привлекательные и свободные от уплаты предварительных взносов социальные выплаты, в том числе детские пособия. Для этого соответствующим образом должно быть адаптировано европейское социальное право. Вот наше требование: право на социальные выплаты без предварительной уплаты взносов должно осуществляться только через соответствующие структуры на родине человека.