Россия неожиданно предложила Сирии передать ее химическое оружие под международный контроль с возможным последующим уничтожением, чтобы избежать военной операции. Москва также призвала Дамаск присоединиться к Организации по запрещению химического оружия и выступила за международный контроль за местами хранения такого оружия.
О том, что сирийскому министру иностранных дел Валиду Муаллему передали соответствующее предложение, заявил в понедельник глава МИД Российской Федерации Сергей Лавров. Министр иностранных дел Сирии воспринял предложение с одобрением, а затем заявил, что режим Башара Асада готов его принять. Один из главных союзников сирийского правительства, Иран, также поддержал совет России о передаче под международный контроль химического оружия. В распространенном по этому поводу заявлении иранский МИД уточнил, что цель этого плана – остановить военные действия США в регионе.
Инициативу Москвы горячо поддержал и Генсек ООН Пан Ги Мун. Реакция государств, которые могли прямо или косвенно поддержать военную операцию западных войск в Сирии, также преимущественно одобрительная. Глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что предложение следует тщательно изучить. И, вероятно, принять – при условии, что оружие будет передано под международный контроль оперативно, а виновные в химической атаке наказаны. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что ее страна в любом случае не будет участвовать в военной операции против Сирии, даже при наличии разрешения Совета Безопасности ООН (которого пока что и нет).
Через несколько часов после обнародования предложения Москвы госсекретарь США Джон Керри в Лондоне заявил, что Асад еще может предотвратить проведение американской военной операции в Сирии, если в течение недели передаст свое химическое оружие под контроль международного сообщества.
Для администрации президента США Барака Обамы российский вариант развития событий оказался одновременно и унижением, и соломинкой спасения. Предложение Москвы прозвучало в понедельник, незадолго до того, как Обама должен был дать программное интервью по ситуации вокруг Сирии представителям шести ведущих американских телесетей. Понятно, что президент планировал произнести определенные заранее подготовленные заявления. Но российские предложения поломали все его планы, и Обаме пришлось импровизировать. В частности, глава Белого дома заявил, что отложит планы нанесения удара по Сирии, если правительство этой страны согласится передать арсенал химического оружия под международный контроль. При этом он добавил, что сомневается в готовности сирийского режима принять это предложение. «Если действительно можно все урегулировать с помощью дипломатии, я, несомненно, предпочитаю именно такой вариант», – подчеркнул президент США, сообщив, что дал госсекретарю Керри задание обсудить все с россиянами напрямую.
А спасительная соломинка заключается в том, что Обама получил основания отказаться от уже данного обещания нанести удары по Сирии. Вашингтон оказывается во все большей изоляции. Идея военного вмешательства в асадовскую Сирию натолкнулась на мощное сопротивление американского общества, не говоря уже об остальном мире. Согласно данным последних социологических опросов, проведенных совместно социологической службой IPSOS и агентством «Рейтер», 56% американцев не поддерживают интервенцию, и только 19% в этом вопросе разделяют позицию своего президента. А обнародованный позавчера опрос исследовательского центра Pew Research Center свидетельствует, что против войны выступают 63% американцев.
Рейтинг Обамы опустился до самого низкого уровня за все годы его президентства. Вчера вечером (сегодня утром по киевскому времени) Обама все же должен был произнести телеобращение к нации по сирийскому вопросу. Если еще два дня назад не было сомнений в том, что президент объявит о неизбежности вторжения в Сирию, то теперь содержание его потенциального заявления стало загадкой. Если оно вообще будет произнесено.
В «сирийском вопросе» Барак Обама не имеет надежных тылов даже в своем ближайшем окружении. Аргументы президента с недоверием воспринимают не только оппоненты-республиканцы, но и однопартийцы-демократы. Нет определенности и в Конгрессе. По результатам предварительных опросов газеты «Вашингтон пост», только четверть сенаторов намерены голосовать за военное вмешательство в Сирию, 17 – против, остальные еще размышляют. При этом опрос проводился еще до оглашения российских предложений. В Палате представителей на то время насчитывалось 25 недвусмысленных «да» и 111 категорических «нет», еще 299 конгрессменов с позицией еще не определились. Фактически, от Обамы отвернулось большинство состава Конгресса США.
На фоне резкого изменения ситуации вокруг Сирии, лидер демократического большинства в Сенате США Гарри Рейд отозвал свою поддержку запланированного на сегодня голосования о начале открытых дебатов и голосования по проекту резолюции о разрешении ударов по Сирии. Поэтому голосование, скорее всего, будет отложено.
Перевод: Антон Ефремов.