Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Об этом документе говорили 10 лет

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
2 апреля 2003 года состоялись переговоры в тот период министра иностранных дел Абдуллы Гюля и Госсекретаря США Колина Пауэлла. Предполагалось, что в соглашении, заключенном на этих переговорах, Турция шла на серьезные уступки по вопросу Рабочей партии Курдистана (РПК). Однако в тексте соглашения вопрос РПК вовсе не имел место быть.

2 апреля 2003 года состоялись переговоры в тот период министра иностранных дел Абдуллы Гюля и Госсекретаря США Колина Пауэлла. Предполагалось, что в соглашении, заключенном на этих переговорах, Турция шла на серьезные уступки по вопросу Рабочей партии Курдистана (РПК). Однако в тексте соглашения вопрос РПК вовсе не имел место быть.

«Меморандум 1 марта» стал одним из важных переломных пунктов в турецко-американских отношениях. С целью оккупации Ирака требования США заключались в размещении на территории Турции 80 тысяч американских военнослужащих, 250 военных самолетов, использовании турецких аэропортов и морских портов. В результате продолжительных дебатов турецкий парламент отклоняет представленный на его рассмотрение меморандум 1 марта 2003 года из-за существенных ограничений требований и условий Анкары.

Проводимые турецкими и американскими официальными лицами до и после меморандума переговоры, а также заключенные тайные соглашения, являются предметом дискуссий в течение последних 10 лет. Вслед за отклонением меморандума, в день начала военной операции США, 20 марта 2003 года, Турция открыла свое воздушное пространство, и, пока война продолжалась, между Турцией и США были подписаны некоторые соглашения.

Среди них — активно обсуждаемое «тайное» соглашение, заключенное главами внешнеполитических ведомств Турции и США Абдуллой Гюлем и Колином Пауэллом. В отношении этого соглашения высказывались предположения о том, что турецкий министр иностранных дел Гюль пожертвовал национальными интересами Турции. Утверждалось, что в соответствии с этими договоренностями Анкара не сможет проводить операции против РПК, безоговорочно примет требования Вашингтона при осуществлении американских военных операций, не будет препятствовать массовой миграции туркмен из Северного Ирака, сократит численность турецкой армии в соответствии с требованиями США, официально признает Курдистан на севере Ирака.

У Milliyet была возможность познакомиться с протоколами переговоров Абдуллы Гюля и Колина Пауэлла, состоявшихся 2 апреля 2003 года, в период продолжения войны в Ираке, и документом письменного «тайного» соглашения, заключенного впоследствии.

В этих документах отсутствуют вопросы и предположения, о которых речь шла выше.

В протоколах говорится о требованиях Пауэлла и оценках, предостережениях Гюля.

Позицию Колина Пауэлла, озвученную на переговорах с его турецким коллегой и отраженную в протоколах, можно обобщить следующим образом: «Отклонение Великим национальным собранием Турции меморандума 1 марта вызвало глубокое разочарование в правительстве и конгрессе США. По этой причине США столкнулись с опасным периодом в Ираке. Мы были вынуждены отказаться от северной альтернативы (вход американских военнослужащих в северные районы Ирака через Турцию). 4-я пехотная дивизия США (известная как „Железный конь“) вступила в войну не с севера, как предполагалось ранее, а с юга. Это еще более осложнит войну. Наши формирования в Северном Ираке состоят из 173-й воздушно-десантной бригады и сил специального назначения. Требуется обеспечить контроль на севере. У нас есть ряд требований для оказания поддержки 173-й воздушно-десантной бригаде. Такие как вода, продовольствие, строительные материалы, топливо. Мы хотим создать систему снабжения с помощью гражданских поставщиков по автомагистралям через Турцию. Возможно, нам также понадобится перенести поисково-спасательные элементы, находящиеся на базе Инджирлик, в Северный Ирак».

Согласно протоколам, речь министра Гюля состояла в следующем:

«Мы всегда придаем большое значение стратегическим отношениям США и нашей страны, а также таким единым ценностям, как демократия, свободный рынок. Мы поднимаем вопрос о значимости наших двусторонних отношений в 58-й и 59-й государственных программах. Что касается иракской проблемы, то с самого начала мы были искренни и открыты друг с другом. Вы понимаете, что накануне меморандума 1 марта правительство оказалось далеко не в простой ситуации. Мы пытались принять меморандум в атмосфере, в которой отсутствовал консенсус по данному вопросу. Но нам не удалось это сделать. Полагаю, что в отклонении меморандума есть ошибки обеих сторон. В любом случае это необходимо рассматривать как следствие развития демократии в Турции. Разрешение на пропуск в Ирак через Турцию групп особого назначения NİLE и другие предоставленные преимущества демонстрируют благоприятные намерения Турции в сотрудничестве с США.

Уничижающие Турцию действия американской прессы вызывают серьезное беспокойство турецкого народа. У Турции нет видов на чужие территории. Общественное мнение волнует вопрос Киркука и Мосула. Мы не хотим, чтобы возникла необходимость вмешательства Турции. Мы доверяем данному США слову о безопасности Мосула и Киркука. При этом и президент Буш говорил о том, что природные ресурсы — достояние в равной степени всех иракцев. Акции, в которых может участвовать „пешмерга“, способны привести к изменению демографической структуры, в этом вопросе необходимо быть крайне внимательными. Ирак — небольшой ближневосточный пример. Не стоит игнорировать опасность ливанизации и палестинизации. К тому же, не следует принижать иракский народ посредством СМИ».


После переговоров Гюля и Пауэлла турецкая сторона определяет нормы трехпунктного соглашения и его реализации.

В этом соглашении закреплены следующие позиции: раненые в Ираке американские военнослужащие получали возможность пользоваться госпиталем, находящимся на базе Инджирлик, больницей в Диярбакыре и другими лечебными учреждениями Турции, предполагалась доставка американских средств проведения поисково-спасательных мероприятий с воздуха в Северный Ирак, создание маршрута торговых поставок, обслуживание которого обеспечивалось Турцией.

Сегодня, когда на повестке дня стоит вопрос о вмешательстве в Сирию, содержание этих обсуждаемых десятилетие документов приобретает особое значение и являет собой заслуживающий внимания Анкары пример.

Текст соглашения Гюль — Пауэлл

На основании переговоров, проведенных с Госсекретарем США Колином Пауэллом в ходе его визита в Анкару 2 апреля 2003 года, а также ноты номер 658 от 31 марта 2003 года, министерство иностранных дел Турции уведомляет посольство США о том, что правительство Турции удовлетворяет нижеприведенные требования США с целью оказания содействия американским силам, в настоящее время участвующим в военных операциях в Ираке:

а) предоставление американским военнослужащим, пострадавшим в Ираке и эвакуированным из зоны военных действий, возможности использовать больницы, находящиеся на авиабазе Инджирлик, в Диярбакыре, а также все остальные турецкие военные госпитали;

б) передислокация в Ирак находящихся в Турции специализированных объектов в рамках Северной наблюдательной, поисковой и спасательной операции;

в) создание маршрута торговых поставок и обеспечение американских сил необходимым материально-техническим снабжением из Турции в Ирак.

Выполнение пунктов А и Б должно быть обсуждено совместно с Генеральным штабом Турции.

Принципы, необходимые для реализации пункта В, изложены в приложении. Министерство убедительно просит посольство представить вниманию американских официальных лиц закрепленные в приложении принципы, обеспечить их неукоснительное соблюдение и соответствующей нотой уведомить министерство об одобрении указанной ноты и приложения.

Анкара, 7 апреля 2003

Приложение. Принципы


1. Этот канал поставок должен быть использован только для предметов гуманитарной помощи.

2. Необходимо приложить усилия к тому, чтобы требуемые США материалы (вода, предметы индивидуального пользования, медикаменты, строительные материалы для возведения защитных укреплений, топливо), по мере возможности, были приобретены в Турции. Контакты по продажам должны быть осуществлены только с теми фирмами, которые определит Генеральный штаб Турции.

3. Необходимо одобрение перечня импортируемых товаров Генеральным штабом Турции.

4. Контакты относительно транспортировки приобретенных товаров или импорта в Турцию необходимо осуществлять только с теми фирмами или нефтераспределительными компаниями, которые находятся в списке Генерального штаба Турции.

5. Возможен импорт продукции, которая не была произведена в Турции.

6. Продукция, приобретенная в Турции или импортируемая в Турцию для экспорта в Ирак, обязательно подлежит правилам и контролю турецкого экспорта и таможни.

7. Все материалы, которые будут экспортированы в Ирак, должны подлежать контролю на пограничном посту Хабур. Если какие-либо из этих материалов необходимо импортировать в Турцию для осуществления экспорта в Ирак, то контроль осуществляется при ввозе в страну.

8. Список всей продукции, которая должна быть экспортирована в Ирак, в течение двух дней представляется на рассмотрение Генерального штаба Турции.

9. Поскольку вся продукция нуждается в перевозке турецкими торговыми транспортными средствами, кроме существующих в Турции мер безопасности, другой защиты не требуется.

10. По этому маршруту не должны осуществляться поставки вооружений и боеприпасов.

11. После завершения всех необходимых экспортных процедур, импортируемая в Турцию и находящаяся в Юмурталыке нефть может быть экспортирована в Ирак.

12. Если резервы в настоящее время находящейся в Юмурталыке нефти будут истощены или до, того как они будут истощены, нефть должна быть приобретена только турецкими торговыми поставщиками.

13. Все таможенные и экспортные процедуры должны осуществляться компанией, с которой осуществляется сотрудничество.

14. В Генеральный штаб Турции должны быть представлены сведения о покупателях в Ираке.

15. Экспортируемые из Турции в Ирак материалы должны быть использованы только американскими силами.

16. В период пребывания турецких транспортных средств в Ираке американскими властями должна быть обеспечена их безопасность.

17. Безопасность конвоев за пределами турецкой границы должна быть обеспечена американскими военнослужащими.

С отклонением Великим национальным собранием Турции меморандума 1 марта 2003 года потери в иракской операции США, которым в связи с этим не удалось воспользоваться территорией Турции, существенно возросли.