Некогда Польша была преданным союзником Америки, но эти времена окончательно остались в прошлом. В 2011 году Варшава отказалась принимать участие во вмешательстве в Ливии. Пришла пора более прагматичного подхода ко внешней политике. Операции в Афганистане и Ираке оставили след в общественном мнении. Тем не менее, несмотря на «конец экспедиционной политики», как выразился президент Бронислав Коморовский, Польша сыграла незаметную на первый взгляд, но активную роль в противодействии ударам по Сирии.
Между поляками и американцами состоялся целый ряд телефонных бесед: США стремились преодолеть международную изоляцию. В понедельник вице-президент Джо Байден позвонил премьер-министру Дональду Туску, но тот лишь подтвердил нежелание Польши принимать участие в военной операции.
Первая реакция Варшавы на новость о возможных ударах была весьма сдержанной. «Я не разделяю веры и энтузиазма тех, кто верит, что такое вмешательство даст нужные результаты», — подчеркнул Туск. 29 августа министр иностранных дел Радек Сикорский находился в Париже, где он должен был произнести речь на собрании послов во французском МИДе. В интервью le Monde он несколько смягчил позицию Польши. «Мы понимаем причины возможного вмешательства, но опасаемся последствий», — отметил он.
Читайте также: Сирия - что бы предпринял крестный отец?
Роль Сикорского
В то же время глава полькой дипломатии протянул руку России в сирийском вопросе: «Она согласна с нами: применение химического оружия неприемлемо. Кроме того, у России есть и другие причины чувствовать ответственность за сирийский арсенал: это оружие либо было произведено в СССР, либо выпускалось благодаря советским технологиям. Россия не хочет вмешательства, но если она скажет, что возьмет на себя его сохранение, это повлияет на развитие событий».
В день интервью Радек Сикорский упоминал об этой гипотезе в телефонной беседе со своим американским коллегой Джоном Керри. Барак Обама и Владимир Путин на протяжении года не раз поднимали вопрос контроля над химическим арсеналом. Однако угроза ударов по Сирии подтолкнула Россию к тому, чтобы открыто выступить с этой инициативой и объявить себя ее автором. Чуть позже Радек Сикорский и Джон Керри встретились на неофициальном саммите министров иностранных дел Европейского Союза, который состоялся в Вильнюсе 6 и 7 сентября. Сикорский предложил установить четкий график ликвидации сирийского химического арсенала: Дамаск должны были бы обязать в течение 30 дней передать все запасы химоружия под международный контроль.
9 сентября Радек Сикорский написал в Twitter: «Рад, что Россия последовала предложению Польши о ее роли в ликвидации сирийского химического арсенала». Немецкая газета Die Welt последовала примеру французской прессы и отметила его роль в этой инициативе. Радеку Сикорскому, который мечтает сменить Кэтрин Эштон во главе европейской дипломатии, остается лишь порадоваться такой хорошей рекламе.