Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Ной» — первый «настоящий» фильм про Интернет

© Noah. 2013Кадр из короткометражного фильма «Ной» (NOAH)
Кадр из короткометражного фильма «Ной» (NOAH)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Университетская дипломная работа молодых режиссеров завоевала приз «лучший канадский короткометражный фильм» на Международном кинофестивале в Торонто (МКТ). Если вы читаете эту статью так же, как я ее писала, то есть с семью открытыми вкладками с почтой, Facebook и Grooveshark (сам Ной предпочитает iTunes), то быстро поймете, в чем дело: события фильма разворачиваются на экране компьютера Ноя.

Этой 17-минутной короткометражке, которая недавно получила приз на Международном кинофестивале в Торонто, удалось совершить невозможное: события разворачиваются на экране компьютера, но при этом смотреть фильм совсем не скучно.

В последней сцене «Социальной сети» Джесси Айзенберг (Марк Цукерберг) сидит один в конференц-зале и без конца обновляет страницу в Facebook, чтобы понять, согласилась ли бывшая девушка стать его «другом» в созданной им социальной сети. Многие зрители могли увидеть себя в этой печальной сцене, восприятие которой, вероятно, связано с напоминаниями об этой грусти 2.0.

Ной тоже целую минуту обновляет страницу Эми, чтобы проверить, по-прежнему ли она состоит с ним в отношениях. Ной — это герой одноименной короткометражки Уолтера Вудмена (Walter Woodman) и Патрика Седеберга (Patrick Cederberg).

Их университетская дипломная работа завоевала приз «лучший канадский короткометражный фильм» на Международном кинофестивале в Торонто (МКТ). Если вы читаете эту статью таким же образом, каким я ее написала, то есть с семью открытыми вкладками с почтой, Facebook и Grooveshark (сам Ной предпочитает iTunes), то быстро поймете, в чем дело: события короткометражки разворачиваются на экране компьютера Ноя.



Фильм длится всего 17 минут, но вам нужно успеть посмотреть его до 19 сентября, когда он перейдет в список картин МКТ, что упростит для режиссеров участие в других фестивалях. Но не волнуйтесь, потом они снова выложат его в открытый доступ в сети.

Ограничивать доступность этого фильма в сети было бы настоящим оскорблением. Дело в том, что он просто великолепно говорит об интернете, тогда как другое кино испытывает огромные трудности с переходом на версию 2.0.

Фильм начинается со включения компьютера Ноя. Мы видим, как курсор мыши щелкает по ярлыку Google Chrome, открывает YouPorn в одной вкладке и Facebook в другой. Ной запускает Skype и начинает разговор со своей девушкой Эмми (и отправляет ей картинку с лолкотом, а не ссылку на порносайт, когда она спрашивает его, чем он занимается). Она хочет порвать с ним, потому что они поступают в разные вузы, но тут связь прерывается, и они не успевают закончить разговор. Ной немедленно открывает страницу Эмми в Facebook, а потом просто заходит в ее аккаунт (дать пароль своему парню, конечно, было просто прекрасным решением!).

Юные режиссеры переименовали собственные страницы в Facebook, переделали их под новых персонажей и записывали разговор в реальном времени, использовав при этом пять компьютеров. Такие съемки слегка отдают шизофренией, но и обходятся весьма недорого: 300 долларов на пиццу и пиво.

Люди на экранах

«Ной» показывает не людей перед экранами компьютеров, а людей в экранах, чтобы тем самым обойти одну из главных проблем представления интернета в кино, то есть вид стучащих по клавиатурам пользователей.

«Смотреть, как кто-то сидит в интернете попросту скучно, — говорит Уолтер. — Тогда мы решили двигать камеру, чтобы тем самым стимулировать движение глаз, и добавили плейлист из iTunes в качестве саундтрека».

В результате у зрителя формируется ощущение, что он сам сидит за этим компьютером, переходит со вкладки на вкладку, от чата в Facebook к звонку в Skype.

Многие фильмы про интернет лишь показывают, как «люди барабанят по клавиатуре» или же «ударяются в киберпанк вместо того, чтобы передавать настоящие ощущения» от сети, полагает Уолтер. «В использовании компьютера есть куда более человечная сторона», это не просто «высокотехнологичная "Матрица"». А что может быть человечнее истории несчастной любви?

Кроме того, «Ной» не обращает внимания на изменчивость сети: он был снят в марте этого года и через несколько лет (или месяцев?), вероятно, будет выглядеть так же старо как и «Вам письмо». Так, например, вторую половину картины главный герой проводит в уже не слишком известной сети Chatroulette, и у него нет аккаунта в Twitter.

«Если бы мы делали фильм сегодня, то, наверное, использовали бы Snapchat или Google+, но в любом случае съемка интернета жестко привязана к времени: через пару месяцев все уже устаревает».

Chatroulette — полная противоположность Facebook

В прошлом Уолтер уже снял короткометражку, действие которой происходило преимущественно в Chatroulette: ему кажется, что эта сеть «более правдиво» отражает интернет, потому что там можно легко выйти из разговора с незнакомым человеком без какой-либо на то уважительной причины, тогда как в Facebook «полно всякой тупизны, людей, которые поздравляют тебя с днем рождения, хотя не общаются с тобой уже который месяц».

«Как мне кажется, Chatroulette — это прекрасное противоядие и полная противоположность Facebook», — считает он. С этим согласна и девушка, которая знакомится в Ноем в... конечно же, Chatroulette. «В Facebook, разумеется, нет ничего такого уж страшного, — уточняет он (его кстати, говоря, поразили публикации СМИ о том, что его фильм "вызовет у вас желание удалиться из Facebook") — Социальные СМИ демократизируют информацию, и это прекрасно».

Кроме того, несколько месяцев назад с ним произошло «нечто вроде того, что случилось с Ноем». С тех пор Facebook для Уолтера умер.