26 сентября на заседании исполнительного комитета оборонной промышленности Турции (он состоит из премьер-министра, министра обороны и главы Генштаба) было принято важное решение. Победителем тендера на поставку систем ПВО большой и средней дальности, в которых так нуждаются ВС Турции, был объявлен Китай. Турция долго прилагала активные усилия к тому, чтобы разработать собственную систему ПВО. Однако западные страны, прежде всего США, были против одной только продажи Турции ракетных систем, не говоря уже о трансферте ракетной технологии. Из-за конкуренции России и Китая США осуществляли в Турцию поставки Patriot малой дальности, Sparrow, Sidewinder, серии AIM и AGM, но они не признавали какого бы то ни было технологического сотрудничества. В Турции специалисты фирмы-поставщика ракет Raytheon ограничивались лишь курсом по их применению для турецких военных. К тому же ежегодное финансирование ремонта осуществлялось самими американцами.
С объявлением результатов тендера проамериканские силы в Турции, прежде всего сторонники левых и исламистских взглядов, а также газеты и эксперты, поддерживающие турецкое правительство, обрушились с критикой на тендер, пытаясь добиться аннулирования его итогов и утверждая, что он нежелателен для США и его невозможно интегрировать в системы НАТО. С позиции управляемых левых или управляемых исламистов, а именно с точки зрения США и Израиля, этот ракетный тендер может показаться неправильным, но для гражданина Турции, очевидно, он чрезвычайно важен, и правительство приняло верное решение.
Как и США, Турция - независимое государство, которое должно самостоятельно осуществлять собственную оборону. Давайте вспомним оружейное эмбарго США в отношении Турции после письма Джонсона 1964 года, связанного с вторжением Турции на Кипр, а также после войны на Кипре 1974 года. К тому же Турция не единственная страна, входящая в НАТО, которая (помимо вооружений США и других членов НАТО) владеет российским и китайским оружием. Например, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и многие другие члены альянса располагают вооружениями России, Китая и других государств. США же и другие западные страны еще со времен Османской империи всячески пытались препятствовать овладению Турцией новыми технологиями. В 1950-е годы они даже были против предоставления технологии производства маргарина!
Вспомним, как инвестиции в тяжелую промышленность Турции в 1960-е годы, несмотря на холодную войну, через договоренность правительства Демиреля с Россией осуществлял Искендерунский металлургический завод, нефтеперерабатывающий завод в Алиага (Измир), Сейдишехирский алюминиевый завод. 30 лет США и Европа морочили Турции голову, препятствуя возведению объектов инфраструктуры для производства атомной энергетики. При этом руководство Партии справедливости и развития благодаря весьма грамотной политике и методу сотрудничества с разными государствами с целью спасения от игры Запада, который постоянно пытается влиять на итоги всевозможных тендеров, в прошлом году предоставило право строительства АЭС в Мерсине России. В то же время правительство Турции, придя к соглашению с Южной Кореей относительно возведения АЭС в Синопе, под давлением США пересмотрело свое решение и предоставило это право японско-французскому консорциуму, лоббируемому США. Более того корейцы должны были осуществить трансферт соответствующих технологий, и это гораздо важнее строительства объекта атомной энергетики или ПВО.
Ракетный тендер чрезвычайно важен с точки зрения независимости, силы и технологического опыта Турции. Это не только оружейная технология, Турция также приобретет возможность развития космических коммуникаций и собственного спутникового вещания. Правительство не должно менять своего решения, идя на поводу внутреннего и внешнего давления. И оно не должно прибегать к восточной хитрости и вести на почве тендера торг с США, требуя прекратить поддержку тех или иных образований, поскольку это будет идти вразрез с национальными интересами страны.
Этот тендер также важен для Китая, так как китайская государственная компания CPMIEC (China Precision Machinery Export-İmport Corp) впервые нашла возможность продать стране-члену НАТО оружие, недавно разработанное с помощью российской технологии. Для Китая это не просто экономическое, но в то же время стратегическое соглашение.