С большим интересом мы наблюдаем, как латиноамериканские страны развивают свои важные энергетические проекты. В начале 1990-х Венесуэла была маяком для остального мира в этих вопросах. Венесуэле тогда удалось виртуозно привлекать в развитие нефтяного сектора лучшие мировые компании. Обсуждение заключаемых контрактов занимало минимум времени. Сейчас мы наблюдаем, как наш опыт активно используют наши соседи. В те времена мы понимали, что единственный способ эффективного использования природных ресурсов, которые нам подарила природа, активное привлечение финансовых и технологических ресурсов частного капитала.
Идеология, которая господствовала в 1990-е годы в Венесуэле, заключалась в том, чтобы максимизировать использование природных ресурсов для повышения благосостояния нации.
К сожалению, приоритеты в стране поменялись, а результаты произошедших изменений видны невооруженным взглядом.
На сегодняшний день венесуэльская нефтяная инфраструктура потеряла всю свою конкурентоспособность. Состояние нефтеперерабатывающих заводов, станций технического обслуживания, танкеров, нефтяных скважин похоже на сделанные после падения «железного занавеса» и распада СССР фотографии, на которых видно, в каком ужасном состоянии оказался нефтегазовый сектор России, блиставший в 20 веке.
Ничто не является более вредным, чем стремление государства взять под свой бюрократический контроль такой сложный сектор экономики, как нефтегазодобывающий. Это хорошо видно на примере государственной нефтегазовой компании Венесуэлы Pdvsa. Многим казалась, что в результате национализации компания получит со стороны государства дружеское и гибкое отношение. Оказалось наоборот.
Государственная нефтегазовая компания Pdvsa нуждается в срочных реформах, а также в изменении структурной энергетической политики на долгосрочный период, что позволит сделать компанию современной и конкурентной.