Спустя чуть более года с момента открытия малого приграничного движения между Россией и Польшей триумфальное шествие по интернету начал клип группы «Паровоз» «Здравствуй, Lidl, здравствуй, Biedronka»: потребительский гимн россиян из Калининградской области, которые устремились в польские магазины и бары. Эти клиенты стали настоящим избавлением для северо-восточных регионов Польши. В первом полугодии текущего года, по данным Таможенной палаты города Ольштын, они оставили у нас 62,8 миллионов злотых (около 630 миллионов рублей, — прим. пер.), и суммы, которые тратят восточные гости от месяца к месяцу становятся все больше.
«Открытие границы — это шанс для таких районов, как наш, где уровень безработицы доходит до 30%», — говорил Gazeta Wyborcza еще перед поднятием шлагбаума глава города Гурово-Илавецке Анджей Воробец (Andrzej Worobiec). То же самое подчеркивал бурмистр города Бартошице Кшиштоф Наленч (Krzysztof Nałęcz): «Это шанс оживить экономику и привлечь новых инвесторов».
Однако дело не только в деньгах, но и в политических выгодах. Группа «Паровоз» воспевает Польшу как приятную страну, населенную доброжелательными и приветливыми людьми. Такого соседа сложно считать врагом, сложно поверить в пропагандистские инсинуации о том, что это извечный враг, который достоин лишь презрения и неприязни. Улучшение атмосферы взаимных отношений ощущается с обеих сторон: поляки тоже меняют свое отношение к россиянам.
Таким образом оправдались надежды тех, кто рассчитывал, что открытие границы будет способствовать ослаблению взаимной враждебности между поляками и россиянами: не между политическими элитами и правительствами, а между простыми гражданами.
Читайте также: Человек, который хочет изменить восприятие России
Через какое-то время это найдет свое отражение и в большой политике. Сейчас сложно сказать как именно, но найдет. Малое приграничное движение — это самая лучшая инвестиция в европеизацию западных рубежей России и в ослабление политической базы авторитарного путинизма. Российская власть прекрасно осознает угрозу, проистекающую из контактов граждан с внешним миром, именно поэтому новая редакция закона о некоммерческих организациях предписывает тем, кто поддерживает такие контакты и получает помощь от заграничных партнеров, регистрироваться в качестве «иностранных агентов».
Сегодня Путин может внести в список «иностранных агентов» всех жителей Калининградской области и вручить ордена польской правой оппозиции, которая приложила все усилия, чтобы оттолкнуть этих «агентов» от Польши. Группа «Паровоз» изменила бы слова своего гимна о доброжелательных поляках, если бы посмотрела передачу телеканала Republika, в которой публицист Бронислав Вильдштейн (Bronisław Wildstein) беспардонно кричал на российского журналиста, провоцируя его покинуть студию.
Когда в 2011 году Сейм голосовал за принятие польско-российского соглашения о малом приграничном движении, партия Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński) выступала против, а титаны стратегической оппозиционной мысли пугали поляков апокалипсическими картинами. Депутат Анджей Яворский (Andrzej Jaworski) предостерегал, что в Польше появятся российские шпионы, а экс-министр иностранных дел Анна Фотыга (Anna Fotyga) сгущала краски: «Калининградская область — это рассадник организованной преступности, серьезных социальных проблем, угроз. Кроме того россияне размещают там наступательные вооружения, а мы из-за нового соглашения станем адвокатами России в Европе».
К счастью, эти выдающиеся эксперты по геополитике оказались в меньшинстве. Если бы они победили, северо-восточная Польша продолжала бы влачить жалкое существование, а «Паровоз» пел бы песню «Здравствуй, Вильдштейн, здравствуй, Фотыга».