Приближается саммит «Восточного партнерства» ЕС в Вильнюсе, который может войти в историю как саммит активизации «Восточного партнерства», в результате которой южное направление соседской политики ЕС в определенной степени будет уравновешено вниманием к соседям за восточной границей блока. Бывший премьер Литвы Андрюс Кубилюс на состоявшейся в сентябре этого года Рижской конференции заявил, что саммит в Вильнюсе будет большим успехом (great success). Однако соседская политика не осуществляется на пустом месте, и у России есть свой взгляд на будущее ее западных и южных соседей.
Идея начатой в 2004 году соседской политики Европейского союза проста - ее цель добиться, чтобы по соседству с ЕС были безопасные, хорошо управляемые, демократические, экономически свободные государства, в которых соблюдаются права человека. Для достижения цели используется как «нормативная» внешняя политика – пример, совет и выговор, так и финансовая помощь или санкции – «пряник» и «кнут».
«Восточное партнерство» (ВП) как составную часть соседской политики, в рамках которой уделяется внимание Белоруссии, Украине, Молдове, Азербайджану, Армении и Грузии, инициировали Польша и Швеция в 2008 году. У разных стран ВП разные успехи в реализации демократических реформ. Вильнюсский саммит, скорее всего, акцентирует различный прогресс стран.
Украина
Президент Украины Леонид Кучма еще в 1998 году, выступая на Парламентской ассамблее Совета Европы, заявил о стратегическом выборе своей страны в пользу вступления в ЕС. В отличие от администрации Кучмы, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко предприняли практические шаги для продвижения к этой цели, но усилия были недостаточными. Сейчас о вступлении в ЕС речь не идет, но у Украины есть реальная возможность заключить договор об ассоциации и присоединиться к Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Area, DCFTA).
Хотя в августе этого года премьер России Дмитрий Медведев еще пытался убедить украинского премьера Николая Азарова в преимуществах создающегося Евразийского союза, Украина ясно дала понять российской стороне, что Киев сделал свой выбор в пользу более тесной экономической и политической интеграции с Европой. Путин на различных международных мероприятиях в этом году высказывался об украинцах и русских, как об одном и том же народе.
Если украинцам будет позволено демократизироваться, то разрушится один из мифов Кремля об особой связанной с Москвой миссии восточных славян.
Сейчас российские СМИ заполнил поток пропаганды: Украину пугают бойкотом, подписание договора об ассоциации приравнивается к самоубийству. Путин сказал, что в том случае, если Украина пойдет на существенную либерализацию таможенного режима с ЕС, и ее наводнят дешевые товары из Европы, то странам Таможенного союза придется принять меры по защите. Советник Путина Сергей Глазьев договорился еще дальше, указав, что одной из мер защиты может быть рассмотрение вопроса об отмене свободной торговли между Россией и Украиной.
Россия сделала предупредительные выстрелы в сторону Украины, запретив ввозить украинский шоколад, потому что он вреден для здоровья. Настоящая торговая война может начаться сразу после подписания договора об ассоциации на вильнюсском саммите в последние дни ноября. В том случае, если такая «война» будет, то она, скорее всего, не окажется долгой. Россия получит реакцию от Всемирной торговой организации с напоминанием о правилах игры клуба, к которому россияне недавно присоединились. Если этого будет недостаточно, вероятно, подключатся и должностные лица, и дипломаты ЕС. На Украине действительно экономические проблемы, и без финансовой помощи со стороны она может увязнуть в еще более глубоком болоте. Однако примечательно, что Украина выбрала именно ЕС, а не создаваемый Россией союз.
Молдавия
Не помогает ни мягкая сила – визит патриарха Русской православной церкви Кирилла 7 сентября, ни жесткая сила - прибытие в Молдавию вице-премьера России Дмитрия Рогозина 2 сентября. Рогозин предупредил Кишинев, как бы в процессе евроинтеграции не потерять Приднестровье. Намек на возможные проблемы с поставками энергоресурсов тоже был прямой: «Энергетика важна с началом зимы и холодной осени. Надеюсь, что вы не замерзнете», - сказал Рогозин. 11 сентября Россия прекратила ввоз в страну молдавских вил. Стандарты качества якобы слишком низкие…
Что касается Молдавии, то Россия часто упоминает суверенитет как ценность, которой Молдавия должна придерживаться и которую поддерживает также Россия. Москва обеспокоена, что Молдова в будущем может объединиться с Румынией, и, таким образом, первоначальное подогревание приднестровского конфликта, а позже - его замораживание не поможет достичь цели – не допустить вступления Молдавии в ЕС и НАТО. В последние годы Молдова решительно искала пути диверсификации поставок энергоресурсов. Это дало результат – достигнуто соглашение с Румынией о строительстве соединяющего две страны газопровода. В свою очередь, молдавские вина будут пить в Европе. Как и Украина, Молдова очень близка к заключению договора об ассоциации с ЕС.
Армения, Азербайджан, Грузия
В дискуссии между Европейским союзом и Таможенном союзом о будущем Армении победила Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ)... Эта распространенная в СМИ шутка хорошо отражает главную причину выбора Армении – опасения по поводу безопасности.
До сих пор Россия была главным, кто уравновешивал Азербайджан в вопросе Нагорного Карабаха. Этим летом появились сведения о готовности России поставить Азербайджану оружие на сумму 4 миллиарда долларов США. Не пришлось долго ждать, чтобы президент Армении Серж Саргсян заявил, что возглавляемое им государство присоединится к Таможенному союзу, а в будущем – к Евразийскому союзу. Еврокомиссар Штефан Филе сообщил, что с Арменией в Вильнюсе не будет подписано никаких документов, вместе с этим высказывания Саргсяна о сближении с обоими союзами срублены под самый корень.
Вскоре после заявления президента Армении Саргсяна премьер Грузии Бидзина Иванишвили сказал, что он изучает Таможенный союз, и сейчас и у его страны нет никакой позиции по этому вопросу. Если в будущем станет видно, что он отвечает стратегическим интересам Грузии, то почему бы нет? Как подчеркнул Центру исследований политики Восточной Европы грузинский политолог Александр Рондели, среди ведущих политических партий Грузии царит единодушие о том, что будущее Грузии это интеграция в Европейский союз и НАТО. Премьер просто дипломатичным, не задевающим Россию образом сказал, что Грузия не находится на пути к Евразийскому союзу. Профессор Георгий Абашишвили выразил аналогичную позицию, напомнив, что в грузинском обществе минимальная поддержка участию в Таможенном союзе.
Белоруссия
Хотя Белоруссия сравнительно глубже всех интегрировалась с Россией, этим летом она снова, как и перед президентскими выборами 2010 года, начинает посылать сигналы о том, что хочет улучшить отношения с ЕС. Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей, в отношении которого недавно был отменен запрет на въезд в ЕС, во время визита в Брюссель в июле подчеркнул, что Белоруссия хочет актуализировать деятельность в программе «Восточное партнерство». Во всяком случае, при нынешнем дефиците демократии и членстве в Таможенном союзе Белоруссия не может надеяться на договор об ассоциации с ЕС, но она не хочет быть и мальчиком для битья на саммите в Вильнюсе.
До сих пор лучше всего с приближением к заключению договора об ассоциации шли дела у Украины, Молдовы и Армении. Как видим, сейчас Армения резко нажала на тормозную педаль. Несмотря на политические перемены в Тбилиси и некоторые высказывания премьера Иванишвили, Грузия также в числе тех стран, которые сохраняют стратегический курс внешней политики в направлении Запада. На дистанции отстает Азербайджан, но он не сходит с трассы.
Путин высказывался, что Россия должна стать привлекательным центром притяжения для того, чтобы происходила интеграция Евразийского союза. Теперь признает, что пока недостает привлекательности. Многие соседние народы (в том числе и те, которые Россия называет «братскими») при первой возможности бегут из железных объятий Москвы. Похоже, в Кремле об этом не горюют: если не нравимся, то пусть, по меньшей мере, боятся. Если годится подкуп – подкупаем, если годится шантаж – используем шантаж, чтобы только вокруг была серая зона буферных государств. Однако тактические победы России, которые иногда достигаются путем принуждения соседей, рано или поздно превращаются в стратегические поражения – у агрессивных нет ни друзей, ни настоящих союзников.
Андис Кудорс, исполнительный директор Центра исследований политики Восточной Европы.
Перевод: Лариса Дереча.