Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Израиль боится договоренностей между Ираном и США?

© REUTERS / Pete Souza/The White House/Handout via ReutersПрезидент США Барак Обама говорит по телефону с президентом Ирана Хасаном Рухани, 27 сентября 2013 г.
Президент США Барак Обама говорит по телефону с президентом Ирана Хасаном Рухани, 27 сентября 2013 г.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вслед за речью главы правительства Биньямина Нетаньяху, потребовавшего полной ликвидации иранской ядерной программы в обмен на прекращение экономических санкций, израильские дипломаты в течение двух последних недель действовали интенсивным образом, реагируя на возобновление переговоров между Тегераном и Вашингтоном по вопросам атомного проекта.

Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
 
Вслед за речью главы правительства Биньямина Нетаньяху, потребовавшего полной ликвидации иранской ядерной программы в обмен на прекращение экономических санкций, израильские дипломаты в течение двух последних недель действовали  интенсивным образом, реагируя на возобновление переговоров между Тегераном и Вашингтоном по вопросам атомного проекта. Израильские руководители и дипломаты высокого ранга выразили опасение, что стремление избежать конфликта с Ираном, приведет к тому, что Запад подпишет договор с Рухани в ущерб интересам государства Израиль.
Опасение, что будет заключена «плохая сделка», оправдано. Однако Израилю пока что не удается убедить США в необходимости отстаивать свои стратегические интересы без того, чтобы не выглядеть стороной, которая выступает против попыток дипломатического урегулирования проблемы. Договор с Ираном имеет жизненно важное значение лишь в одном случае – если он является лучшей альтернативой тому единственному варианту, который существует сегодня – атаке на Иран или согласия на существование ядерного Ирана.
 
«Дипломатическое решение» - это, как минимум, четыре варианта возможного соглашения между Ираном и Западом. В первом случае соглашение может включать в себя обязательство Ирана полностью ликвидировать свою ядерную программу в обмен на снятие международных санкций и внешнее обеспечение атомной энергии.  Такое соглашение соответствует требованиям Нетаньяху.
 
Второй вариант соглашения может включать в себя определенное сокращение санкций в обмен на частичную ликвидацию ядерного проекта. Такое соглашение, например, ограничит процесс обогащения урана до уровня, который не позволяет его использование в военных целях, но не предотвратит способность Ирана сократить время для создания атомной бомбы в том случае, если он решит это сделать. С этой целью Тегеран может использовать один из своих реакторов, увеличив количество центрифуг для производства плутония. Такой договор плох для Израиля, поскольку он позволяет Ирану создать атомную бомбу без того, чтобы кто-либо это обнаружит заранее и сумел вмешаться (речь, разумеется, идет о западном вмешательстве). Но такое соглашение предпочтительнее безальтернативного двойного варианта – атака на Иран или ядерный Иран.
 
Третий вариант – это компромисс, который позволяет международным инстанциям держать под контролем развитие атомного проекта Тегерана. Иран сможет обогащать уран на низком уровне, но будет вынужден делать это под международным контролем, который обязан быть тщательным и касаться абсолютно всех ступеней процесса. В такой ситуации Ирану будет очень сложно создать в короткие сроки атомную бомбу без того, чтобы мир узнал о намерениях Исламской республики и сумел ее остановить.
 
Четвертый вариант будет серией взаимных действий, носящих частичный характер. Цель – достичь доверия между сторонами. Трудно представить, как договор такого типа может обязать Иран остановить развитие ядерной программы – абсолютным образом и согласиться на международный контроль такого уровня, который был описан в третьем варианте. Такое соглашение позволит американцам воздержаться на данный момент от каких-либо решительных шагов, но даст возможность Тегерану продвигаться вперед по ядерному маршруту.  Израиль, естественно, устраивает только два из четырех вариантов. И поэтому у него есть все основания для опасений.