Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя красоту принято считать положительным фактором, если женщина слишком хороша, это может стать причиной трудностей на работе, вплоть до увольнения. До какой степени внешние данные определяют карьерный рост и поиск работы? Происходит ли то же самое с мужчинами?

Не помогут ни положительные мысли, ни призвание, ни способности, ни деловые качества. Хотя красоту принято считать положительным фактором, если женщина слишком хороша, это может стать причиной трудностей на работе, вплоть до увольнения. Как бы анекдотично это ни звучало, примеров – хоть отбавляй. И не только когда речь идет о том, чтобы усидеть на своем месте, но также и при поступлении на работу. Многие исследования указывают на то, красота помогает пройти первые собеседования, но при этом другие исследования говорят прямо противоположное. До какой степени внешние данные определяют карьерный рост и поиск работы? Происходит ли то же самое с мужчинами?

«Изначально ваши внешние данные ничего не гарантируют ни в первом, ни во втором случае», – считает психолог Элиза Санчес (Elisa Sánchez), директор консалтинговой компании Idein, специалист в области подбора сотрудников, добавляя, что это зависит также и от укоренившихся в обществе предрассудков.

Соня Лорес (Sonia Lores), занимающаяся подбором сотрудников в течение 13 лет, рассказывает о том, что бывает в разных странах, но стереотипы преобладают везде, например, о красивых и глупых блондинках. Хулиан Габарре (Julián Gabarre), президент Высшего института морфопсихологии, долгие годы проработавший советником в группе психологической помощи HHSCJ и знающий не понаслышке много случаев, когда внешние данные влияли на принятие решений как в одном, так и другом смысле. «Некоторые лаборатории предпочитают принимать на работу красивых девушек, а в некоторых случаях их привлекательность создавала немалые проблемы». Вот что рассказывает о своем опыте Эстер Касадемонт (Esther Casademont), более двадцати лет проработавшая помощником директора компании, занимавшейся подбором высококвалифицированных сотрудников: «Хотя мне и не хотелось бы этого говорить, я пришла к выводу, что это действительно влияет, не столько при подписании трудового соглашения, сколько при отборе кандидатов».

И это вовсе не путешествие во времени на десятки лет назад. Шокирующих случаев хватает и сейчас. Как, например, случай, о котором сообщили СМИ три года тому назад, когда руководящую сотрудницу Citibank уволили из-за того, что она слишком привлекательна, как рассказывает сама главная участница события Дебрали Лорензана (Debrahlee Lorenzana).

Женщина в офисе


Она, в свою очередь, подала на банк в суд. Финансовое учреждение аргументировало свое решение тем, что данная сотрудница носила обувь на высоких каблуках и одежду, слишком подчеркивавшую ее формы, что постоянно отвлекало от работы ее коллег и выглядело вызывающе. На это Дебрали Лорензана ответила, что никогда не слышала от клиентов каких-либо нареканий, а другие сотрудницы одевались точно так же или еще более вызывающе, но при этом никто им никаких замечаний не делал. Но у них не было столь совершенного тела, заявили представители банка.


Это случается не только в банковских учреждениях и не только с руководящими сотрудницами. Вот какой случай произошел год в Италии назад с воспитательницей детского сада Мишель Рот (Michela Roth). Ее занятия в свободное от работы время вызвали резко негативную реакцию родителей, которые заявили, что их дети не пойдут в садик, пока воспитательница не будет уволена за свою чрезмерную сексапильность. Прегрешение Мишель состояло в том, что она снялась для календаря в достаточно чувственных позах и выиграла несколько конкурсов красоты. Но Мишель Рот никакой обиды не затаила и решила не подавать в суд на родителей за дискриминацию. И это не единичный случай. Уже в этом году преподаватель Оливия Шпрауер (Olivia Sprauer) также была уволена за то, что в свое свободное время снималась в рекламе нижнего белья. Директор учебного заведения во Флориде обнаружил серию фотографий, на которых преподаватель рекламировала бикини в откровенных позах.


Но речь идет не только о сотрудницах банков и преподавателях. Возможны ли обобщения? Судите сами. В конце прошлого года Джеймс Найт (James Knight), врач-стоматолог, имевший собственную клинику, выставил на улицу свою помощницу Мелиссу Нельсон (Melissa Nelson) всего лишь на основании того, что она была слишком соблазнительна. Это была инициатива его жены, посчитавшей, что после десяти лет совместной работы может произойти что угодно. В итоге Верховный Суд штата Айова (США) единодушно постановил, что увольнение сотрудницы законно, если ее привлекательность непреодолима. Так значит, лучше не быть уж слишком красивой и привлекательной. И если вы все еще пребываете в недоумении от только что прочитанного, то могу добавить, что четыре месяца тому назад социальная сеть профессиональных контактов LinkedIn пошла еще дальше, рекомендовав компании Totpal заменить все объявления о приеме на работу инженеров, поскольку на них были изображены якобы слишком привлекательные для этой отрасли девушки, сообщает интернет-издание The Daily Dot. Все дело в том, что на одной из фотографий действительно изображена девушка-инженер в сфере компьютерных технологий. Директор Toptal, Тасо ду Вал (Taso du Val), выразил сожаление по поводу того, что социальная сеть LinkedIn поверила тем своим пользователям, которые утверждали, что изображения, сопровождавшие объявления о приеме на работу, не соответствовали внешности сотрудников, занятых в области компьютерных технологий. В итоге LinkedIn исправил положение, заявив, что все произошло в результате ошибки в ходе обычного процесса просмотра информационных материалов. Вот так!

Ошибка это или нет, но эксперт Эстер Касадемонт (Esther Casademont) поясняет, что речь идет о вполне жизненной истории. Она считает, внешняя привлекательность пока что никак не ассоциируется с работой инженера, научно-исследовательской деятельностью, работой в промышленности. И не только не ассоциируется: «Если ты красивая, то тебя не воспринимают как серьезного специалиста. Некоторые наши клиенты не воспринимали всерьез технические решения по одной лишь простой причине, что предлагавшие их сотрудницы были красивы, очень красивы, хотя и выполняли свою работу в полном соответствии со всеми установленными требованиями».

Хулиан Габарре также старается не предлагать некоторым компаниями «слишком привлекательные и соблазнительные лица при подборе персонала, потому что предвидит отрицательный результат. В некоторых предприятиях их не примут по той простой причине, что красивые лица ассоциируются у них с отсутствием серьезности».

Соня Лорес добавляет, что для руководящих должностей среднего и высшего звена «я подобрала женскую кандидатуру с достаточно хорошими внешними данными, но предварительно мне пришлось очень серьезно это обдумать, поскольку я понимала, что изначально это обстоятельство может оказать отрицательное воздействие. Ведь компания, которая ищет сотрудника, смотрит прежде всего на его профессиональные качества».

Проведенные исследования также подтверждают эту точку зрения. Результаты одного из них, опубликованные три года назад на научном портале Social Science Research Network и обновленные в июне 2013 года, позволяют сделать вывод о том, что привлекательность может сократить на 30% возможность успешно пройти первое рабочее собеседование, причем мужчин это не касается. Исследование было проведено в Израиле Брэдли Раффлом (Bradley J. Ruffle) и Зеевом  Штудинером (Ze’ev Shtudiner), научными сотрудниками отделов экономики в Университете имени Давида Бен-Гуриона в Негеве и Университетского центра Ариэль. Авторы поясняют, что хотели исследовать, до какой степени важна внешняя привлекательность при приеме на работу, и вместо контролируемого лабораторного эксперимента составили 5312 резюме для 2656 реальных трудовых вакансий. То есть отправили по два резюме на каждое предложение о работе, но с одним существенным различием: фотографией. В одном предполагаемый кандидат не прикладывал фотографию, в то время как в другом была фотография привлекательного мужчины/женщины или мужчины/женщины с заурядной внешностью. Интересно, кого в первую очередь пригласят на собеседование?

Женщины в офисе


Приглашения в ответ на резюме, в которых была фотография привлекательного мужчины, значительно превышали те, к которым фотография не прилагалась, и почти вдвое превосходили резюме с фото мужчины обычной внешности. Но если брать резюме с фотографиями привлекательных женщин, то они как раз получили наименьшее количество приглашений на первое собеседование. Наибольшее количество приглашений получили женские кандидатуры без фото: на 30% больше, чем кандидатуры с красивой внешностью, и на 22% больше, чем кандидатуры с заурядной внешностью.


Но, наверное, самое интересное заключается в том, что исследователи решили выяснить, кто произвел первый отбор кандидатур, после которого им уже высылали или не высылали приглашение на собеседование. Так вот, более чем в 90% случаев это были девушки в возрасте 23-24 лет, в большинстве своем одинокие. «Мы проанализировали ряд объяснений и получили доказательства того, что женская ревность к красивым женщинам на работе является основной причиной их дискриминации», – сделали вывод исследователи. Другими словами, те, кто занимался первым отбором кандидатур, испытывали что-то похожее на зависть к привлекательности кандидатов, по крайней мере, в данном конкретном случае, потому что не все исследования о влиянии внешности дают одни и те же результаты. В том же самом году исследователи Джиованни Бузетта (Giovanni Busetta) и Эмануэла Висали (Emanuela Visalli), сотрудник отдела экономической науки Университета Мессины, и Фабио Фиорильо (Fabio Fiorillo), сотрудник отдела общественных наук и экономики Политехнического университета Марке (Италия), опубликовали свои выводы относительно этого первого этапа отбора при приеме на работу в зависимости от внешней привлекательности кандидатов. Итак, в данном случае мужчины и женщины привлекательной внешности получили наибольшее количество приглашений на первое собеседование (около 50%), при том, что ответы на резюме женщин без фотографий были высланы в 12% случаев, а женщин обычной внешности, лишь в 7%. В случае малопривлекательных мужчин этот показатель составил 26%.


По мнению экспертов, подобное различие результатов вполне объяснимо и зависит от страны, культуры и отраслей, в которых осуществляется трудовая деятельность. «В Испании культ красоты преобладает в сфере услуг, а в Германии преобладает промышленное развитие и научная деятельность. В частности, существует стереотип о том, что лучшие секретарши – это некрасивые женщины, поскольку некоторые считают, что если секретарша красивая, то она занимает эту должность не вследствие своей компетентности, а благодаря внешним данным. Но даже при этом обобщать не стоит», –указывает Соня Лорес.

Элиза Санчес, в свою очередь, указывает на культурную сторону вопроса: «В некоторых латиноамериканских странах считается вполне нормальным, что женщины ходят с глубоким декольте, в облегающих одеждах и на высоких каблуках. В Испании это не столь принято. И уж тем более в арабских странах. Красота может вызывать раздражение». Эстер Касадемонт подтверждает это явление: «“При прочих равных условиях, я возьму себе самую страшную”,  – мне это неоднократно говорил человек, который должен был выбрать одну из нескольких кандидатур. Это происходит в научно-исследовательских институтах, где все еще действует деревенский, стародавний подход.

Но когда речь шла о международных проектах, подобного со мной никогда не происходило. В области моды, косметики и дорогих вещей, а также в компаниях, занимающихся созданием образа, разумеется, востребованы привлекательные девушки. Меня часто предупреждают: «Если она не симпатичная, даже ее и не приводи». Ввиду такого положения вполне естественным является и то, что некоторые люди жалуются на другую крайность: два месяца тому назад один сотрудник метеорологической службы Лос-Анджелеса пожаловался американскому телеканалу CBS на то, что его исключили из процесса отбора, чтобы взять на работу молодую и красивую девушку.

Женщины в офисе


Как бы там ни было, предстоит преодолеть еще очень долгий путь. «Необходимо серьезное обновление среди лиц, принимающих решения, чтобы иметь возможность забыть обо всех этих глупостях», – говорит в заключение Эстер Касадемонт. Элиза Санчес в этой связи подчеркивает, что все больше компаний и организаций предпочитают, чтобы к резюме не прикладывали фотографию кандидата. Таким образом, она не будет оказывать какого-либо влияния, и ответственные за подбор сотрудников будут руководствоваться исключительно деловыми качествами кандидата. В некоторых странах не принято прилагать фотографию. Это, в частности, США, Канада, Англия и Австралия. «А в США даже предпочитают, чтобы соискатель не указывал свой возраст, семейное положение и наличие детей. Там предпочитают принимать во внимание исключительно профессиональный уровень и не подпадать под влияние дискриминирующих факторов». В Испании все зависит от отрасли экономики. В компаниях, связанных с модой и созданием образа, в 100% фото в резюме обязательно, в то время как в промышленности фотографии прилагают все реже. В любом случае, напоминает Элиза Санчес, к счастью или к несчастью, красота никого не оставляет равнодушным. Вопрос в том, как она вписывается в жизнь.

Привлекательные персонажи в телесериалах


Мир кино и телевидения находится под воздействием чар красоты в каком угодно смысле. В кино персонажи, сыгранные красивыми актрисами, которые работают адвокатами или следователями, неизменно добиваются успеха. Особенно показательны в этом отношении сериалы Mad men, Homeland, The mentalist, Bones, CSI, Damages и The Bridge. Во всех этих картинах главные героини борются со своей женственностью, строго держат себя в отношениях с коллегами по работе, вызывая при этом восхищение и иногда попадая все же в какую-нибудь любовную интригу, которая никак не сказывается на выполнении ими своих служебных обязанностей.

Это независимые женщины. И они не должны быть исключением, потому что сценаристы этих сериалов добились того, что миллионы телезрителей внимательно следят, серия за серией, как развивается сюжетная линия.