Москва, Майями. - Семья и люди, поддерживающие невооруженного чеченца, застреленного при загадочных обстоятельствах агентами ФБР, расследовавшими его дружбу с подозреваемым во взрыве бомбы во время Бостонского марафона Тамерланом Царнаевым, обвинили американские власти в проведении кампании по «запугиванию его знакомых и их преследованию».
Знакомая девушка Ибрагима Тодашева в конце прошлой недели была депортирована, а перед этим она провела две недели в центре предварительного содержания для иммигрантов. Летом этого года она уже просидела несколько месяцев в тюрьме за то, что у нее была просрочена виза. Еще один друг Тодашева также находится в тюрьме.
27-летний Тодашев был застрелен 22 мая в ходе допроса по поводу его дружбы с Царнаевым, одним из двух братьев, подозреваемых в организации взрыва во время проведения Бостонского марафона 15 апреля этого года, в результате которого были убиты три зрителя и ранены более 260 человек. В настоящее время проводится несколько расследований причин смерти Тодашева.
Члены его семьи считают, что власти, проводящие расследование бостонского теракта, несправедливо сделали объектами повышенного внимания людей, близких к Тодашеву. 20-летняя Татьяна Груздева, которая жила вместе с Тодашевым в квартире в городе Орландо, штат Флорида, где он и был убит, прибыла в Москву в субботу утром после депортации из Соединенных Штатов. Отец Тодашева Абдулбаки и Совет по американо-исламским отношениям (Council on American-Islamic Relations) - расположенная во Флориде организация, выступающая в защиту исламских интересов и представляющая интересы этой семьи - заявили в беседе с корреспондентом газеты Guardian о том, что депортации предшествовали несколько месяцев «травли» друзей его сына со стороны федеральных властей.
Еще один сосед по комнате 20-летний Ашурмамад Миралиев находится в тюрьме с 18 сентября по обвинению в попытке оказания давления на свидетеля по делу о вооруженном нападении годичной давности. Представители расположенного во Флориде отделения Совета по американо-исламским отношениям заявили, что ему было отказано в праве воспользоваться помощью адвоката. «Люди, имевшие к нему какое-то отношение, были помещены за решетку. Я не знаю, почему. Это вроде бы Америка, и вроде бы демократия», - сказал Абдулбаки Тодашев.
Официальный представитель ФБР Пол Брессон (Paul Bresson) заявил, что он не располагает информацией относительно депортации Груздевой и не будет комментировать утверждения Совета по американо-исламским отношениям о том, что друзья Тодашева подвергаются запугиванию.
Однако директор по коммуникациям Совета по американо-исламским отношениям Саманта Боуден (Samantha Bowden) заявила о том, что приехавшей первоначально из Молдавии Груздевой агенты ФБР во время ее задержания в начале этого месяца сообщили, что продление на год ее визы, предоставленное ей после ее первого пребывания в тюрьме, было аннулировано только потому, что она дала интервью одному бостонскую журналу.
Газете Guardian удалось узнать, что ее коротко допросили российские власти после ее прибытия в Москву, а затем она была отпущена и встретилась со своей матерью. «Мы довольны тем, что депортация прошла успешно и что с ней все в порядке», - отметила Боуден.
Тем временем Тодашев заявил, что он по-прежнему ожидает объяснений относительно смерти своего сына - спустя почти пять месяцев после его убийства, - а также проведения отдельных расследований ФБР, Министерством юстиции и Джеффом Эштоном (Jeff Ashton), прокурором округа Орландо.
В беседе с корреспондентом газеты Guardian по телефону из своего дома в Грозном Тодашев подчеркнул, что, несмотря на личные заверения со стороны официальных лиц штата и федерации во Флориде относительно предоставления ему информации, он пока ничего не слышал.
«Они обещали, что это будет честное и справедливое расследование, но пока нет вообще никакой информации, - отметил Тодашев, встречавшийся с Эштоном во время своего пребывания в Соединенных Штатах в августе. - Я сказал им: «Все очевидно. Вы можете расследовать все, что хотите, но все и так уже ясно».
Тодашев был убит в мае после того, как агенты ФБР и других правоохранительных органов допрашивали его в течение нескольких часов относительно его дружбы с Царнаевым.
После взрыва бомбы появились спекуляции по поводу того, что Царнаев мог быть замешан в тройном убийстве в Уолтеме, штат Массачусетс, когда был убит его лучший друг. Согласно первоначальным сообщениям средств массовой информации, Тодашев признал свое участие в убийстве в Уолтеме, после чего он набросился на агентов ФБР с ножом или церемониальным мечом, висевшим на стене.
Однако затем появились некоторые отличные по содержанию отчеты о случившемся, и ФБР отказалось от первоначальных утверждений относительно того, что Тодашев был вооружен. Адвокат Хассан Шибли (Hassan Shibly), генеральный директор расположенного во Флориде отделения Совета по американо-исламским отношениям, заявил, что проводившееся группой специалистов расследование, в том числе осуществленная в частном порядке аутопсия, подтвердили, что в Тодашева стреляли семь раз, а один выстрел был сделан в заднюю часть головы.
«Мы также смогли сделать вывод о том, что только один офицер вытащил оружие и произвел выстрелы, - отметил Шибли. - Агенты натренированы доставать оружие в момент возникновения опасности. Если Ибрагим на самом деле представлял собой опасность, то почему остальные офицеры не достали свое оружие?»
Абдулбаки Тодашев убежден в том, что его сын был хладнокровно расстрелян федеральными агентами, которые вели себя «хуже, чем бандиты». Он сказал, что его сын знал Царнаева только поверхностно по занятиям смешанными единоборствами в спортивном зале в Бостоне, которые они вместе посещали. По мнению отца, последнее время его сын был ограничен в передвижении из-за проведенной операции на колене и не мог представлять угрозы для кого бы то ни было.
Помимо короткого заявления, в котором ФБР утверждало, что Тодашев повел себя буйно во время допроса, представители Федерального бюро расследований постоянно отказывались от комментариев. Брессон отметил: «Проверка все еще продолжается. При этом следует учитывать, что проверку проводит не только ФБР. Министерство юстиции и другие внешние организации также проводят свою проверку. И поскольку они еще не закончены, мы не можем это обсуждать».
Совет по американо-исламским отношениям утверждает, что Груздева и Миралиев содержались в заключении без доступа адвокатов. Они выступали в качестве водителей Тодашева во время его недавнего посещения Соединенных Штатов. «Это запугивание и возмездие в чистом виде, - подчеркнула Боуден. - Эти два человека были очень близки к Ибрагиму, они помогали его отцу в поисках справедливости и открыто выступали против сотрудников ФБР, нарушающих закон и использующих тактику запугивания».
«Никто из них не имел каких-либо связей с терроризмом, однако ФБР следило за каждым их шагом, а также отказало им в праве на адвоката и на свободу слова».
Ничего определенного о проводимом Министерством юстиции расследовании сказать нельзя, а его пресс-отдел в настоящее время не работает из-за закрытия правительства Соединенных Штатов. Представитель генерального прокурора Эштона сообщил в интервью корреспонденту газеты Guardian, что расследование продолжается и что он отказывается от комментариев, пока оно не завершится.
Боуден отметила, что Совет по американо-исламским отношениям будет дожидаться результатов расследований и только после этого примет решение относительно возможных гражданских судебных исков, однако члены этой организации «скептически относятся к контролю ФБР за самим собой».
26-летний Тамерлан Царнаев был убит в перестрелке с бостонскими полицейскими 19 апреля этого года, спустя четыре дня после взрыва бомбы. Его 20-летний брат Джохар остается в тюрьме по обвинению в убийстве, а также в использовании оружия массового поражения.