Прогулка по московскому Арбату, балет в Большом театре и поездка на Кольский полуостров: в конце сентября российский концерн «Акрон» организовал для польских журналистов пятидневное путешествие по России. Цель? «Показать себя с самой лучшей стороны», — говорит один из участников тура. «Акрон» хочет любой ценой (несмотря на жесткие возражения польского руководства) увеличить свою долю в химическом холдинге Azoty, производящем минеральные удобрения. В России по приглашению россиян гостили журналисты изданий Rzeczpospolita, Dziennik Trybuna, Przegląd и телеканала TVP. Организатором поездки выступал Леонид Свиридов — аккредитованный при МИД Польши журналист «РИА Новости», которого несколько лет назад в Чехии называли российским шпионом. Оплачивал тур «Акрон», который хочет взять под свой контроль стратегический холдинг Azoty.
— Если меня кто-то просит организовать, я не отказываю и организую, — говорит Свиридов.
— За деньги или от чистого сердца?
— Я просто помогаю. К сожалению, не за деньги.
— И чем вы занимались?
— Я получил от «Акрона» программу, разослал ее журналистам и главным редакторам. Например, я послал письмо в газету Trybuna, и поехать решилась главный редактор. Потом я собрал паспорта и оформил российские визы.
Россиянин поехал на восток вместе с группой польских журналистов. «Свиридов был кем-то вроде гида, экскурсовода и переводчика», — рассказывает один из участников поездки. «Это не было для меня путешествием всей жизни, как Перу для господина Туска, но опыт был интересным!» — комментирует Свиридов.
Чешский отказ
У корреспондента «РИА Новости» любопытное прошлое. В 2006 году чешская газета Mladá fronta Dnes написала, что МИД в Праге отказал Свиридову в продлении журналистской аккредитации. В 1997 — 2003 годах россиянин жил в Чехии, а в 2003 году переехал в Варшаву. Он писал как о Польше, так и о событиях у наших южных соседей. Mladá fronta Dnes, ссылаясь на чешские дипломатические источники, сообщала, что причиной отказа послужило превышение журналистских полномочий и сотрудничество Свиридова с Федеральной службой безопасности РФ.
— Я подал заявление на продление аккредитации, но оно не было удовлетворено, — рассказывает Свиридов.
— Почему?
— Я не знаю, я не интересовался, почему мне ее не дали. Они не обязаны обосновывать свои решения.
— А как вам кажется?
— Спросите чехов. Они сказали «нет, значит, нет».
Семь лет назад журналист бурно отреагировал на статью о себе. В качестве защитника он нанял юриста Яна Чарногурского (Ján Čarnogurský) (экс-премьера и министра юстиции Словакии), пообещав, что подаст на журналистов в суд и добьется большой компенсации. «Чем закончился процесс?» — спросили мы у Свиридова. «Все это был бред сивой кобылы. Я не буду комментировать эту тему, разговаривайте с адвокатом», — ответил журналист.
Валдайцы
Мы позвонили Яну Чарногурскому. Бывший словацкий премьер знаком со Свиридовым не только потому, что тот стал его клиентом. Чарногурский, как он хвастается на своем сайте, является членом Валдайского клуба, который был создан девять лет назад по инициативе нескольких приближенных к Кремлю СМИ и аналитических центров. Каждый год клуб приглашает в Россию на встречи с крупнейшими политиками и бизнесменами группу влиятельных журналистов, аналитиков и политиков. «"РИА Новости" принимает участие в организации этих встреч. Свиридов появлялся там в контексте тем, связанных с клубом», — рассказывает Чарногурский.
— Господин Свиридов перенаправил меня к вам. Чем закончилось дело против газеты Mladá fronta Dnes, в котором вы представляли его интересы? Пришлось ли журналистам принести извинения за информацию, что россиянин был связан с ФСБ?
— Нет, не пришлось.
— Было ли сделано какое-то опровержение?
— Тоже нет.
— А возмещение ущерба?
— Его тоже не было.
Телеконференция с Лондоном
Когда польские журналисты отправились в сопровождении Леонида Свиридова в путешествие по России, делом заинтересовалось Агентство внутренней безопасности Польши. «У нас появились господа из Агентства. Они задавали вопросы, кто туда поехал, на каких условиях, кто был организатором», — говорит сотрудник холдинга Azoty.
Экскурсанты не успели еще вернуться домой, как в офис Azoty начали приходить вопросы от прессы, в которых звучали «проакроновские» тезисы. Какие? Что у польской компании нет лицензии на добычу сырья в Африке, а африканское сырье для производства удобрений гораздо хуже по качеству, чем то, которое есть у «Акрона», который, в свою очередь, уже неоднократно предлагал полякам свое сырье, — рассказывает сотрудник холдинга Azoty.
В Москве польские журналисты услышали важное заявление Владимира Кантора — вице-президента ОАО «Акрон» и одновременно сына владельца концерна. В ходе телеконференции (Владимир Кантор находился в тот момент в Лондоне) прозвучало обещание, что россияне постараются увеличить свою долю в концерне Azoty с 15 до 20%. Это изменило бы в нем расклад сил. «В таком случае у россиян был бы свой член в наблюдательном совете и доступ к самым секретным данным, например, договорам с крупными заказчиками. Они бы могли привести свои цены на уровень с нашими и очень быстро снизить стоимость компании», — говорит наш собеседник из холдинга Azoty.
Свиридов: Я хоть с Моссадом
Польское руководство выступает против увеличения доли россиян в концерне Azoty. В очередной раз эту позицию озвучил на прошлой неделе премьер-министр Дональд Туск. «Мы будем использовать такие рычаги и такие доступные нашему государству инструменты, которые позволят сохранить контроль над стратегическими предприятиями, в том числе над концерном Azoty», — подчеркнул глава правительства.
Леонид Свиридов, возглавлявший пресс-тур по России, очень хвалит «Акрон», его владельца Вячеслава Кантора и опровергает обвинения в связях со спецслужбами.
— Если бы мне предложил сотрудничество Моссад, я бы согласился, говорят, они хорошо платят. Я отлично сотрудничаю с евреями, но, к сожалению, не с Моссадом, — смеется россиянин.
— А, например, с Вячеславом Кантором, который подчеркивает свое еврейское происхождение, вы работаете.
— Он является главой Европейского еврейского конгресса, они иногда приглашают меня на разные мероприятия в Европейский Парламент. Кантор — это совершенно исключительная личность! Вы с ним незнакомы? Как жаль!