Находясь на стажировке в «Українському вільному університеті» в Мюнхене, где в свое время защитил докторскую диссертацию, и имея больше свободного времени для знакомства с архитектурными и культурно-художественными достопримечательностями баварской столицы, я неоднократно посещал кладбище Вальдфридгоф, своеобразный некрополь, где покоится цвет украинской нации бурного ХХ века. И всегда моим внимательным и всезнающим гидом был многолетний ученый секретарь УСУ п. магистр Владимир Леник.
Его памяти и посвящаю этот материал.
* * *
Вот уже девяносто лет «Журавли» Левка Лепкого с грустью курлычут над кладбищами разных стран Европы, Америки и Австралии, где, разбросанные горькой судьбой, упокоились в чужой земле тысячи и тысячи украинцев-эмигрантов. Только в Европе — Прага и Вена, Женева и Париж, Рим и Берлин, Брюссель и Лондон. Под Ратибором на Нижнем Шленске рассеяны останки полковника УГА Дмитрия Витовского, в Париже на кладбище Монпарнас похоронен коварно убитый большевистским агентом Шварцбартом Главный Атаман Войск УНР Симон Петлюра (автор памятника — скульптор Григорий Крук), в Роттердаме на кладбище Кросвик в двойном металлическо-дубовом гробу покоятся останки коменданта УВО и Председателя Центрального провода ОУН Евгения Коновальца (надгробие создано по проекту О. Лятуринской). В Люксембурге был похоронен Председатель ОУН Андрей Мельник, на Ольшанском кладбище в Праге покоятся поэты Александр Олесь и Юрий Дараган, одна из пионерок украинского женского движения София Русова, в Софии нашел свой вечный покой скульптор Михаил Паращук, а в Кракове похоронен писатель Богдан Лепкий...
На кладбищах баварского Мюнхена, расположенных в разных частях большого города, — «Норд», «Зюйд», «Ост», «Вест» — тоже есть немало могил борцов за свободу украинской нации. Но больше всего их на Вальдфридгофе, старом кладбище, которое занимает достаточно большую территорию на окраине города. Его вековые деревья своими кронами словно охраняют тишину и покой тех, кто отошел в вечность...
Некрополь. Плывут над ним годы, незаметно вплетаясь в утихший шепот многовековых деревьев. Идешь по кладбищенским аллеям и тропинкам, всматриваешься во множество полустертых надписей на тяжелых могильных плитах, вертикальных стелах и крестах разнообразной конфигурации, с надписями на латыни, немецком, польском, украинском языках, читаешь фамилии, даты, эпитафии — слова боли и скорби. Memorium more. Земля соединила немца и еврея, украинца и поляка, россиянина и француза. Ученого и ремесленника, национального партийного деятеля и антифашиста, судью и вора, мудрого и неуча...
Помни о смерти — философски повторяли древние римляне. Смысл этой истины полностью осознаешь только в «царстве мертвых», отдалившись от суеты сует, которую постоянно воспринимаем как жизнь. Здесь все говорит об ином мире, о людях, которые жили давно на этой земле и ушли в нее навсегда. Только здесь наши будничные хлопоты, деяния, добрые или злые дела и помыслы созерцаются с высоты Вечности. А от смертных остается либо память, либо забвение. И ловишь себя на мысли, что, отдавая дань уважения мертвым, взываем к совести живых — любить и уважать человека пока он жив, пока он среди нас... Так как сказано: «Какой вы мерой меряете, такой сполна воздастся вам» (Евангелие от Луки, 6, 38).
...Здесь, на Вальдфридгофе, покоятся Проводник ОУН и ЗЧ ОУН Степан Бандера, Проводник ЗЧ ОУН Степан Ленковский, члены Провода ЗЧ ОУН мгр. Ярослав Бенцаль, Дмитрий Мыськив, Лев Ребет, Тереновий Проводник ОУН д-р Ярослав Дзиндра, Председатель Провода ОУН с 1969 года — Ярослав Стецько, «многочисленные боевики и подпольщики, старшины и воины украинских армий, прежние политические узники, священники, политические деятели, журналисты и деятели искусств, государственные мужи и рядовые украинскую патриоты» (Из книги В. Леника «Українці на чужині або репортажі з далеких доріг». — Львов. — 1994. — С. 67).
В первые послевоенные годы на Вальдфридгофе была «насыпана символическая могила миллионных жертв украинского народа». Увенчанная большим дубовым крестом, она стала символическим памятником для всех похороненных в Германии земляков, «и из года в год приходили к ней тысячи помолиться за души героев»...
Украинские Сечевые Стрелки, Воины Украинской Народной Республики и Украинской Галицкой Армии. Политзаключенные польских, большевистских и немецких застенков. Бойцы Украинской Повстанческой Армии и Дивизии «Галичина»... Терновый венок вечной славы Украины.
«Засумуй, трембіто,
по цілому світу,
Що зів’яло галичанам
сорок тисяч цвіту...
Неоднократно эти вещие слова песни, выплеснувшиеся из молодого стрелецкого сердца, набегали слезами на заждавшиеся и выстраданные лица матерей, любимых, сестер опускались неописуемой печалью на склоненные плечи боевых побратимов. Потому что падали раненные, замученные, растерзанные сотни и тысячи, а такая близкая, воспетая, взлелеянная в мечтах Воля оставалась недосягаемой Белой Панной, силой закутанная в липкое и темное покрывало ненасытных соседей...
В 1966 году Похоронное правительство г. Мюнхена решило выделить на 430-ом поле Вальдфридгофа отдельный участок для похоронных потребностей украинской общины. Тогда же было решено построить новую символическую могилу, завершив ее гранитным памятником. Сооружением занялся комитет под председательством Максима Брылинского.
Памятник имеет форму стройной четырехметровой колонны, завершенной вместо волюты терновым венцом, вырезанным в граните. Ниже — черный крест, а под ним надписи на украинском и немецком языках: «Поляглим за Україну». Между надписями — золотой Трезубец. Освящение памятника состоялось на Троицу в 1967 году.
«Это было словно бы вчера....
Ужасная весть парализовала на мгновение мысль. Не хотелось верить, что это правда: Степан Бандера не живет!..» (Из книги В. Леника «Українці на чужині. Книга друга». — Львів. — 1996. — С. 207).
Свыше пятидесяти лет лежит он, похороненный в чужой земле. Строгий, классической формы белый крест. Как символ национальной скорби. Как символ первородства, очищения, возрождения! И только два слова на постаменте, вырезанные славянским и латинским шрифтами, «указывают посетителям и прохожим, что здесь ожидает герой украинской революции дня возвращения в свободную Украину»...
Рассказы, услышанные во время посещения Вальдфридгофа из уст пана Владимира Леника, были чрезвычайно содержательными, заполняя пробел наших знаний о прошлом Украины, ее сыновей и дочерей, несправедливо отторгнутых от своей Матери-земли. И возле каждой могилы:
Бойдунык Осип — политический деятель;
Брылинский Максим — писатель;
Бутковский Иван (псевдо — Гуцул) — полковник УПА, шеф миссии УПА за рубежом;
Ващенко Григорий — профессор педагогики, ректор Богословской Академии в Мюнхене;
Капустянский Николай — генерал-хорунжий армии УНР, зам. Председатели ПУН-ОУН;
Качанюк Осип — учитель;
Крук Григорий — мастер-резчик;
Мурская Софья — общественный деятель, жена посла УНР в Турции;
Пеленский Демьян — общественный деятель, Председатель Пластовой старшины в Германии;
Хробак Николай — политический и общественный деятель, сотник УГА;
Цимбалистый Евгений — композитор и дирижер.
И это только небольшая часть увековеченных памятными крестами среди старых, заросших травой могил, где покоятся когда-то славные и популярные люди.
«Свою Украину любил...», — эту надпись можно было бы вырезать на каждом из этих захоронений.
Последние десятилетия перечень людей, похороненных на Вальдфридгофе, значительно пополнился новыми именами. Именами людей как преклонных лет, так и совсем молодых. Среди них — воспитанница «Рідної Школи» Розалия Савчук, Председатель Общества украинских комбатантов Роман Дебрицкий, руководитель СБ ОУН Иван Кашуба, литературовед и критик, редактор журнала «Сучасність», профессор УВУ Иван Кошеливец, фотограф, летописец жизни украинской диаспоры в Мюнхене Николай Жикалюк, профессор УВУ Зиновий Соколюк.
Не стало и моего доброго проводника — Владимира Леника.
Давно уже пришло время собирать камни — и одним из таких камней, который надо найти и не забыть положить в фундамент исторической памяти и гордости нашей нации, являются могилы славных предков и наших современников, развеянных временем и переменчивой историей по разным уголкам нашей Земли.