Попытка иранского президента-реформатора Хасана Рухани (Hassan Rouhani) запретить скандирование лозунга «Смерть Америке» в рамках дипломатических попыток по улучшению отношений с США и Западом вызвала гневную реакцию со стороны сторонников жесткого курса.
Лозунг на фарси «Марг бар Амрика» звучал в Тегеране на официальных мероприятиях со времен победы исламской революции в 1979 году. Этот лозунг родился во время захвата студентами американского посольства и последовавшего затем кризиса с заложниками, который длился 444 дня.
Этот полюбившийся сторонникам жесткой политики клич стал одной из объединяющих политических идей режима, и его передавали по национальному телевидению каждую пятницу. А потом этот лозунг эхом раздавался во многих мечетях после пятничной молитвы.
Общенациональные дебаты по вопросу уместности данного лозунга начались в прошлом месяце, когда проповедники реформаторского толка во время главной пятничной церемонии в Тегеране и других крупных городах сказали прихожанам, чтобы те попридержали свои языки.
Поскольку этот лозунг уже не очень вписывается в официальный облик страны, чей президент говорит по телефону с президентом Бараком Обамой и хочет, чтобы Запад отменил экономические санкции в обмен на уступки Ирана в ядерной программе, Рухани и его союзники пытаются добиться того, чтобы его публичное скандирование было отменено.
«Мы можем противостоять странам своим благоразумием и осторожностью, а не лозунгами», - сказал недавно Рухани. Он заручился поддержкой большинства высокопоставленных духовных лиц в городе Исфахане, когда те выступили за запрет лозунга.
«Лозунг «Смерть Америке» – это не сура из священного Корана, и нет никакой логики в том, чтобы скандировать этот лозунг вечно, – заявил газете Ghanoon шейх Мохаммад Тагхи Рахбар (Mohammad Taghi Rahbar). – В прежние дни мы скандировали лозунг «Смерть Советскому Союзу», а потом прекратили. Точно так же и сейчас лозунг «Смерть Америке» можно убрать с наших политических собраний и митингов».
Однако признанный противник компромиссов и известный аятолла Ахмад Хатами (Ahmad Khatami) публично взбунтовался против этого предложения. «Пока в мире существует американское зло, этот лозунг будет раздаваться по всей стране», – заявил он.
Между тем, бывший президент Хашеми Рафсанджани (Hashemi Rafsanjani), активно поддерживающий Рухани в его попытках улучшить отношения с Западом, подвергся резкой критике, когда сказал, что этот лозунг наносит вред национальным интересам Ирана. Сторонники жесткой политики обвинили Рафсанджани в том, что он «искажает антиамериканское наследие» аятоллы Хомейни, который возглавил революцию 1979 года, приведшую к свержению шаха. Широко известный религиозный институт, расположенный в священном городе Кум и носящий название «Центр сохранения наследия имама Хомейни», осудил высказывания Рафсанджани. А бывший депутат парламента озвучил то раздражение, которое испытывают многие. ««Смерть Америке» – это символ нашего освободительного движения с момента зарождения исламской революции, – сказал Эмад Фарух (Emad Forough). – Однако если нас вынудят стать прагматиками и отказаться от него, давайте не будем притворяться, что это ложка яда в чашке меда».
Та ярость, с которой противники нападают на президента и на его сторонников, вылилась на прошлой неделе в осуждение попыток Тегерана сохранить в тайне переговоры с американскими дипломатами в Женеве на тему иранской ядерной программы. Когда появилась информация о так называемом иранском предложении, включая соглашение о необъявленных инспекциях ядерных объектов, тактика министра иностранных дел Рухани Мохаммада Зарифа (Mohammad Zarif) натолкнулась на осуждение.
«Идея сохранить в тайне содержание женевских соглашений вызывает подозрение, и наша команда переговорщиков должна рассказать о них общественности», – сообщается на сайте Raja News, который связан со стражами исламской революции. Однако Зариф ответил на это на своей страничке в Facebook. «Мы договорились, что содержание наших переговоров останется в тайне. Однако меня не беспокоит то, что их содержание будет раскрыто. Наша цель состоит в том, чтобы заключить соглашение, избежав при этом пропаганды и оппортунистического набирания очков, – сказал он. – Поэтому мы с коллегами готовы выдержать любое пропагандистское давление и добиться того, чтобы правам нашего народа не был нанесен вред».
Зариф даже обвинил своих критиков в том, что они являются пешками врагов Ирана, заявив, что утечка информации в СМИ о возможных уступках со стороны Тегерана – это выдумка. «Некоторые западные СМИ говорят о «надежных иранских источниках», сообщивших детали переговоров. Позвольте мне успокоить всех и сказать, что я читал эти статьи и заявляю ответственно: это не более чем предположения и догадки».
Рядовые иранцы однако сомневаются в целесообразности слишком больших уступок по ядерной программе страны. Инженер-электрик из тегеранского метро, пожелавший остаться неизвестным, сказал: «Я не поддерживаю правительство, но я поддерживаю ядерную программу. Американцы – лицемеры. Все наши военные расходы носят оборонительный характер, а у Израиля с Америкой тысячи ядерных бомб».