Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
У Израиля есть союзник в том, что касается иранской проблемы. И этим союзником, как ни странно, является Франция.
Французское руководство, возглавляемое президентом Франсуа Олландом, с нескрываемым презрением относятся к тому, как действует в иранском и сирийском направлениях Барак Обама. Есть также саудовцы и другие участники регионального процесса, к которым в своей речи обращался Нетаньяху, упоминая тех, кто «понял, что Израиль не является их врагом». «В ближневосточных джунглях мы должны выбрать ту их часть, которая нам наиболее удобна», - сказал глава правительства в ходе разговора, не предназначавшегося для посторонних ушей.
Однако подлинная проблема заключается не в дефиците партнеров по иранской или палестинской проблеме, а во внутриполитической ситуации в самом Израиле. Израильская сторона не действует единым фронтом. С палестинцами дела ведет министр юстиции Ципи Ливни, и ряд ее действий не отражает политическую линию правящего кабинета. Открыто Ливни не позволяет делать себе те или иные замечания. Однако с учетом ее близких отношений с Шимоном Пересом последние высказывания президента свидетельствуют о том, что он в курсе, с какими сложностями она сталкивается в правительстве, в тех политических рамках, которые установил премьер-министр. Ливни обязана координировать действия с Нетаньяху и не позволять никому раскалывать правительство Израиля.
«Мир заключают с врагами», - заявил на прошлой неделе Шимон Перес в ходе церемонии, посвященной 18-й годовщине со дня убийства Ицхака Рабина. Глава правительства в свою очередь решил отреагировать на слова президента в довольно резкой форме: «Враги, которые не желают мира, не являются партнерами для мирных переговоров».
Тот, кто внимательно наблюдает за происходящим, понимает, что существует связь между этим высказыванием Переса и поступившей на днях информацией о том, что переговоры с палестинцами находятся на грани срыва.
Президент решил воспользоваться столь важными государственными мероприятиями (церемония памяти Рабина и открытие зимней сессии кнессета), чтобы подвергнуть Нетаньяху завуалированной критике, суть которой, тем не менее, ясна всем. Посыл понятен: Израиль виноват в том, что переговоры зашли в тупик, поскольку «его требования к палестинцам чрезмерны».
Однако проблема не в переговорах и даже не в мирном соглашении, о котором столь часто говорит Перес. Проблема в возобновлении президентских нападок – Обамы и Переса – на главу израильского правительства. Часть этой тактики – американское поведение в иранском вопросе. Когда Абу-Мазен угрожает взорвать переговоры из-за якобы неприемлемых требований израильской стороны, он делает это в рамках общей стратегии, направленной против Нетаньяху. Эта стратегия координируется из Белого Дома в Вашингтоне и из резиденции израильского президента в Иерусалиме.