Средства массовой информации активно обсуждали возвращение в Кремль давнего серого кардинала Владимира Путина Владислава Суркова. Но гораздо меньше внимания было уделено назначению бывшего путинского министра информации Михаила Лесина на должность руководителя «Газпром-Медиа». А ведь это крупнейший в России и фактически государственный медиа-холдинг, включающий в свой состав несколько широковещательных компаний, печатных и интернет-изданий. Новый приход Лесина на высокий пост не менее символичен, чем возвращение Суркова. Это говорит очень многое о планах Кремля в отношении немногочисленных СМИ, оставшихся без цензуры.
Лесин был центральной фигурой в первые годы правления Путина. Он шел во главе кремлевской кампании подавления независимого российского телевидения, которая явилась первым шагом по укреплению авторитарной власти. Первой мишенью для него стал самый крупный на то время и самый популярный в России независимый телеканал НТВ, который в своих нелицеприятных информационных программах, ток-шоу и сатирических передачах критиковал правительство за усиление коррупции, за войну в Чечне, и предоставлял эфирное время оппозиции. В июне 2000 года, то есть, через месяц после официального вступления Путина в должность, был арестован и посажен в печально известную Бутырскую тюрьму основатель и держатель контрольного пакета акций НТВ Владимир Гусинский. Когда он находился за решеткой, министр информации сделал ему предложение: Гусинский получит свободу, если согласится передать свой медиа-холдинг государственной энергетической монополии «Газпром». 20 июля 2000 года, когда с него еще не было снято обвинение, Гусинский подписал соглашение о продаже своих медийных активов Газпрому. В нем было «Приложение 6», которое предусматривало «прекращение уголовного преследования Владимира Александровича Гусинского в связи с уголовным делом, заведенным на него 13 июня 2000 года, его переквалификацией в свидетеля в указанном деле и временной отменой предупредительных мер, согласно которым ему был запрещен выезд из страны». «Приложение 6» подписал лично министр информации Михаил Лесин.
Европейский суд по правам человека в своем постановлении от 2004 года указал, что арест собственника НТВ является политически мотивированным и осуществлен в нарушение конвенции о защите прав человека и основных свобод. Там в частности указано: «Тот факт, что Газпром предложил истцу подписать июльское соглашение, когда тот находился в заключении, что государственный министр [Лесин] утвердил это соглашение собственной подписью, и что государственный следователь затем привел указанное соглашение в исполнение, сняв все обвинения, убедительно указывает на то, что уголовное преследование истца использовалось с целью его запугивания».
Читайте также: Twitter - орудие путинской цензуры?
В итоге Гусинский отказался от передачи НТВ Газпрому (покинув Россию, он аннулировал сделку, как заключенную под принуждением). Утром 14 апреля 2001 года газпромовская охрана силой захватила студии и кабинеты крупнейшего в России независимого телеканала. В январе 2002 года власти закрыли другой независимый телеканал ТВ-6, который приютил бывших журналистов НТВ. Журналисты нашли другой недолговечный дом на ТВС — последнем в России общенациональном независимом телеканале, который сняли с эфира в июне 2003 года. К тому времени режиму было уже наплевать на благопристойность, и он не посчитал нужным прятаться за «законными» решениями послушных судов. Сигнал ТВС отключили по прямому указанию министра информации Михаила Лесина, который обосновал свое решение «интересами зрителей».
После завершения этой государственной кампании против крупных средств массовой информации Лесин исчез из центра внимания и лишь периодически появлялся в новостях — скажем, когда стал соучредителем кремлевского пропагандистского рупора на английском языке телеканала Russia Today. Его возвращение в качестве нового генерального директора «Газпром-Медиа» может сигнализировать о новом наступлении на плюрализм в российских СМИ. На сей раз мишенью может стать радиостанция «Эхо Москвы», которая в отличие от газпромовских СМИ (среди которых прокремлевский в настоящее время канал НТВ) продолжает проводить самостоятельную редакционную политику и приглашает к себе в студию лидеров оппозиции. Многие в российском медийном сообществе посчитали назначение Лесина зловещим знаком.
Что интересно, Лесин может стать одним из первых высокопоставленных руководителей из путинского режима, кому придется столкнуться с последствиями нарушений прав человека. В этом году группы гражданского общества предложили внести фамилию Лесина в американский черный список Магнитского, который предусматривает запрет на выдачу виз и замораживание счетов российских чиновников, причастных к нарушениям прав человека. Обновить этот список США должны в декабре. Между тем, источники из Европарламента говорят о том, что Лесина могут включить в черный визовый список Евросоюза. Это будет очень неприятная новость для путинского медиа-гангстера: как пишет газета Helsingin Sanomat, Лесину принадлежит недвижимость на сумму 2 миллиона евро на островах Турку, которую он приобрел через компанию, зарегистрированную на Британских Виргинских островах. Это будет весьма своевременный и уместный сигнал о том, что оказание помощи диктатуре в подавлении свободных СМИ и наслаждение комфортом и удобствами западного мира сегодня уже несовместимы.