По данным Всемирной организации здравоохранения, количество людей, живущих в городах, в предстоящие несколько десятилетий почти удвоится. Если в 2009 году городских жителей было 3,4 миллиарда, то в 2050-м их будет 6,4 миллиарда человек. А городские агломерации станут намного эффективнее в плане энергопотребления, питания, управления дорожным движением и так далее, чтобы всей этой массе людей жилось комфортно. Но как это сделать?
Поиском ответа на этот вопрос занимались в пятницу на «Чикагской неделе идей» в рамках семинара «Города: конкретные решения» эксперты-урбанисты, в том числе, заместитель главного редактора TIME Рана Форухар (Rana Foroohar). Вот лучшее из того, что они смогли найти.
Здания, приспосабливающиеся к нашим потребностям в режиме реального времени
«Я смотрю на здания не как на статичные конструкции, а как на живые организмы», которые могут «говорить» с нами при помощи данных, заявил вице-президент подразделения IBM Smarter Physical Infrastructure Дейв Бартлетт (Dave Bartlett). Чтобы добиться этого, его команда помогает строить здания, например, в Тулейнском университете в Новом Орлеане. Она устанавливает датчики на бойлерах, на водопроводах, на воздуховодах, на приборах освещения и так далее, которые следят за их работой в режиме реального времени и определяют потенциальные проблемы еще до того, как они возникнут у обитателей этого здания. Но это только первый шаг. Представьте себе кинотеатр, где температуру можно регулировать в соответствии с требованиями зрителей (которые сообщат об этом через свои мобильные приложения), или офис, который можно научить активнее всего расходовать энергию, когда люди работают с максимальным напряжением сил. «Если здание не помогает тебе работать продуктивнее, – говорит Бартлетт, – то оно не соответствует своему предназначению».
Читайте также: В городах будущего не будет места автомобилям
По-настоящему «умная» парковка
Более 30% транспортного потока в городах создают водители, ищущие место для парковки. А что будет, если точно сообщить им, куда надо ехать? «Именно этим мы и занимаемся», – говорит Зиа Юсеф (Zia Yusef), президент и генеральный директор компании Streetline, которая сотрудничает с такими городами? как Лос-Анджелес и английский Бирмингем, устанавливая тысячи датчиков на уличных парковках, чтобы они подавали сигнал об освободившихся местах. Пользуясь мобильным приложением Streetline, в котором есть карта свободных парковочных мест в режиме реального времени, водитель может узнать, где ему можно припарковаться, и даже заплатить за это место, не объезжая один городской квартал за другим.
Но будущее станет еще лучше, объясняет Юсеф, рассказывая о том, как города при помощи собранных данных будут формировать динамичные цены за парковку. В этом случае ты гарантированно получишь прекрасное стояночное место, если заплатишь чуть больше. В таком случае торговцы смогут автоматически оплачивать твою парковку в качестве стимула, чтобы ты посетил их магазин или предприятие.
Школа, готовящая детей к карьере
Одна из самых интригующих граней местной экономики, позволяющей дать внутренний толчок развитию американской экономики в целом, это партнерство IBM с государственными школами в Бруклине, говорит Форухар, также работающая обозревателем в TIME. В рамках программы P-TECH старшеклассники (в основном из малообеспеченных семей) в течение шести лет не просто изучают точные науки, но и участвуют в практических занятиях в IBM, работая вместе с наставником из этой компании. Получив аттестат после окончания школы (или диплом об окончании бакалавриата в колледже или технической школы), они также получают первую информацию о вакансиях в IBM. «Получается связка между государственным и частным сектором», – объясняет Форухар. Эта программа, начатая в 2011 году в одной из школ, сегодня получила распространение во всем штате Нью-Йорк, и этому примеру начали следовать другие города.