Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интернет и хитросплетения человеческой памяти

© Fotolia, ollyРабота за компьютером
Работа за компьютером
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
День за днем вместо того, чтобы самим вспоминать о событиях, датах, названиях и определениях, мы выходим в интернет и быстро получаем ответ. Без малейших усилий. Но не теряем ли мы тем самым память? Как такое доведенное до автоматизма поведение отражается на нашем мозге?

День за днем вместо того, чтобы самим вспоминать о событиях, датах, названиях и определениях, мы выходим в интернет и быстро получаем ответ. Без малейших усилий. Но не теряем ли мы тем самым память? Как такое доведенное до автоматизма поведение отражается на нашем мозге?

За семейным обедом заходит разговор о политике. И вдруг в беседе всплывает умерший в конце 1980-х годов румынский диктатор. Но никто не может вспомнить его имя. Одни напрягают извилины, другие хватаются за справочник, а третьи тянутся в карман за смартфоном. Вуаля! «Википедия» мгновенно выносит вердикт: Николае Чаушеску.

Подобные истории происходят повсюду. В этой связи некоторые опасаются, что интернет и Google «размягчают» мозги в своем стремлении упростить нам жизнь. К ним относится и англоязычный публицист Николас Карр (Nicholas Carr). В 2010 году он выпустил эссе под названием «Делает ли интернет глупее?», в котором заявил, что всемирная паутина повлияла на его память и способность к концентрации. На самом же деле, как полагают специалисты по этим вопросам, интернет не ведет к нарушениям памяти, но меняет то, как мы читаем, ищем и в конечном итоге усваиваем информацию.

Читайте также: Прогресс делает нас глупее

Запоминание пути


Ста сидящим за компьютерами студентам Гарварда поручили, казалось бы, простую задачу: запомнить 40 совершенно обычных с виду фраз, вроде «Глаз страуса больше его мозга». Раз они учатся в вузе, то без труда усвоят все это, думаете вы. Тем не менее, подопытным потребовалось приложить немалые усилия. Речь идет о проведенном в 2000-х годах исследовании американского психолога Бетси Спэрроу (Betsy Sparrow), которая первой попыталась оценить воздействие интернета на память.

Интернет в школе


В исследовании, которое появилось в 2011 году в журнале Science, говорится, что человек гораздо хуже запоминает информацию, когда знает, что она хранится на компьютере. По словам Бэтси Спэрроу, студенты гораздо лучше помнили путь к тем или иным сведениям, чем их самих.

«Все это — способ экономить энергию», — объясняет профессор монреальского Института неврологии Алан Дэгер (Alain Dagher), который вплотную занимается вопросами воздействия интернета на мозг и зависимости человека от сети. Когда вы составляете список покупок, то отмечаете то, что вам нужно, но потом сразу забываете о нем, отмечает он. Точно так же обстоят дела и с интернетом: «Это не означает, что мы будем меньше использовать мозг. Мы попросту не запоминаем информацию, которая легко доступна в любой момент времени».

Алан Дэгер называет «абсурдом» утверждения тех, кто считает, что зависимость от интернета атрофирует наши серые клетки. По его словам, обилие доступной информации в сети приносит исключительно пользу. «Я уже десять лет не ходил в библиотеку, чтобы найти какую-то книгу или журнал. Интернет оказывает неоценимую помощь. Он изменил медицинскую практику», — уверен канадский невролог. Кроме того, в исследовании Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе отмечается, что использование интернета стимулирует работу мозга у пожилых людей и позволяет улучшить их когнитивные способности.

Также по теме: Спасайте свой мозг


Интернет — палка о двух концах


Как бы то ни было, интернет — это мощный инструмент, который может обострить определенные виды зависимостей, считает профессор Дэгер. Так, например, некоторые «шопоголики» воспринимают сайты вроде eBay как настоящий эльдорадо: «В сети им гораздо проще опустошить свой банковский счет, накупив тысячи туфель».

Ученые, которые занимаются оценкой воздействия цифровой среды на чтение и поиск информации, обращают внимание и на обилие доступных источников в сети. Как отмечает Жан-Франсуа Руэ (Jean-François Rouet) из Университета Пуатье, огромная масса информации в интернете нарушает ее восприятие у некоторых людей: «Пользователю приходится постоянно спрашивать себя, где находится эта информация, потому что он видит ее не как осязаемый перед собой, а как изображение на экране компьютера». Таким образом, развитие сети принесло с собой большие перемены по сравнению со старой доброй печатной книгой.

Кроме того, сомнительные источники информации тоже заставляют работать наши серые клетки. В печатной среде существуют свои механизмы отбора и фильтры, которые препятствуют публикации всего, что только попадается под руку. Но с приходом интернета все изменилось.

В ответ у пользователей развиваются механизмы интеллектуальной защиты. «До 15 лет ученикам свойственно наивное восприятие источников информации. Зачастую они не испытывают побуждения проверить полученные сведения и обычно воспринимают их такими, какие они есть, сосредотачиваясь на том, что говорится», — отмечает французский ученый. Поэтому взрослым нужно направлять их так, чтобы они учились выносить собственные суждения и приобрели иммунитет к отрицательному воздействию интернета.