На этой неделе Дэниел Пайпс (Daniel Pipes) опубликовал в Washington Times статью о стремительном превращении России в общество, в котором преобладают мусульмане. В своем материале он высказывает немало разных идей, но центральный его тезис выглядит так:
«Среди этнических русских широко распространен алкоголизм. О них говорят, что у них европейская рождаемость и африканская смертность. У русских женщин в среднем по 1,4 ребенка, а средняя ожидаемая продолжительность жизни русских мужчин составляет 60 лет. В Москве этнические христианки в среднем рожают по 1,1 ребенка.
Напротив, мусульманки в среднем рожают по 2,3 ребенка. Абортов у них меньше, чем у русских. В Москве у татарок бывает по шесть детей, а у чеченок и ингушек – по десять».
Не будем останавливаться на том факте, что христианство – это не этничность, однако даже цифры, которые приводит Пайпс, показались мне явно недостоверными. Особенно поразило меня предположение о том, что в Москве может существовать некая значимая группа людей, в которой у каждой женщины в среднем бывает по десять детей. Это сверхчеловеческий уровень плодовитости даже по меркам самой что ни на есть сельской местности, но для Москвы он просто невозможен. В конце концов, речь идет об одном из самых дорогих и переполненных городов мира, и я просто не могу себе представить, объем ресурсов, который необходим, чтобы вырастить в нем десять детей.
Меня заинтересовало, откуда Пайпс взял эти данные, и я решил выяснить, как на самом деле отличается рождаемость у этнических русских и мусульман. Насколько мне известно, российское статистическое агентство Росстат не публикует статистику рождаемости и смертности по отдельным национальностям. За последние несколько лет я потратил кучу времени, роясь в базах данных Росстата, и вроде бы ни разу не видел информации о числе смертей и рождений в конкретных этнических группах. Было бы очень здорово знать уровень смертности от отравления алкоголем среди этнических русских или рождаемость среди этнических татар, но таких сведений в доступе я не нашел.
При этом Росстат публикует статистику рождаемости по регионам. Вдобавок, в рамках переписи 2010 года он собирал по регионам данные о национальном составе населения. Таким образом, по результатам переписи можно получить вполне четкое представление о том, где преобладают этнические русские и прочие этнические славяне. Соответственно уровень рождаемости в этих регионах может дать понять, какова в действительности «русская» рождаемость.
Читайте также: Мигранты решат демографические проблемы России?
Итак, я взял данные по тем регионам, более 90% населения которых составляют славяне. В общей сложности в них проживает чуть больше 49 миллионов человек. После этого я подсчитал средневзвешенный уровень рождаемости на этих территориях. Что же в итоге? Картина получилась не столь драматичной, как можно было бы подумать.
Итак, в 2011 году в наиболее славянских частях страны, в которых почти нет «национальных меньшинств», рождаемость оказалась лишь примерно на 3% ниже, чем в среднем по России. Различие, конечно, вполне реальное, но не шокирующее.
Выше ли рождаемость на традиционно мусульманских территориях, чем на традиционно русских? Бесспорно, да. Однако средневзвешенный суммарный коэффициент рождаемости для традиционно мусульманских территорий (это семь разных регионов, в которых проживают около 13,8 миллиона человек) равен 1,94. Боюсь, утверждения Пайпса о шести и десяти детях у обычной чеченской и татарской женщины не подтверждаются – даже в традиционно мусульманских областях рождаемость ниже уровня замещения. Население мусульманских регионов России тоже будет сокращаться, просто медленнее, чем население традиционно русских.
Все выше названное, разумеется, нельзя считать достоверным доказательством того, что между рождаемостью у русских и у мусульман не существует гигантского расхождения. Теоретически возможно, что в рассматриваемых мной в основном славянских регионах непропорционально большая часть рождений приходится на долю немногочисленных неславян. Почему бы не предположить, скажем, что в Брянске живут десять чеченских «матерей-героинь», родивших по 30 детей? Но, тем не менее, с учетом релевантных данных, намного вероятнее, что в этой сфере различия между этническими группами просто не столь велики, как считает Пайпс.
Будет ли мусульманское население России расти в ближайшие годы? Да, будет. Будет ли этот рост иметь политические, экономические и социальные последствия? Да, будет. Однако заявления о том, что русских демографически вытесняют более плодовитые меньшинства, по-видимому, элементарно не соответствуют действительности. Доля нерусских среди населения России будет расти, но это будет происходить постепенно, без предполагаемых Пайпсом апокалиптических сценариев. В этом отношении Россия – не некое странное исключение, а аналог большинства европейских стран, в которых процент жителей титульной национальности будет в 21 веке, как ожидается, постепенно снижаться.
*Не хотел бы травмировать чьи-либо чувства, но когда речь об оценке вероятности превращения России в мусульманское шариатское государство, на мой взгляд, имеет смысл объединять украинцев и белорусов с русскими. Когда русские националисты устраивают волнения в Москве, можно с уверенностью сказать, что они протестуют не против засилья в стране украинских слесарей и белорусских строителей.