La Stampа: В чем заключается ваша роль патриарха?
Феофил III: Роль патриарха связана со священной историей, историей спасения, которая началась на горе Синай и завершилась в Вифлееме с рождением Иисуса и его распятием на кресте в Иерусалиме.
— Почему православные греки играют роль хранителей Святых мест?
— Потому что христианство возникло в Иерусалиме, который был под владычеством Римской империи. Греки и жители Римской империи постепенно начали переходить в христианство при императоре Константине Великом, а язык был греческий. Поэтому когда израильтяне ищут свои корни, они обнаруживают наши корни, потому что все надписи на греческом. Целостная картина так называемой Византийской империи первоначально была греко-римской, а не византийской. Вся панорама Ближнего Востока изменилась с приходом арабов. Когда они пришли в Иерусалим во главе со вторым после пророка Мухаммеда праведным халифом Омаром в 638 году, византийцы проиграли битву, и осталась только церковь и патриарх Софроний, духовный и этнический лидер, который и подписал договор с Омаром.
— А в какой момент появились католики?
— Католики и протестанты пришли сюда позже, после великого раскола христианской церкви в 1054 году.
— Расскажите нам, что происходило в эти годы на Святой земле.
— Возникла отдельная католическая церковь, и она отстивала свои права на Святую землю. Пришли крестоносцы и завоевали церковь Рождества. Когда они ушли, Папа захотел сохранить присутствие католиков, но потом пришли арабы, мамлюки и турки Османской империи. Официально первыми вернулись францисканцы в четырнадцатом веке, но основные Святые места оставались под контролем православных христиан.
— Святые места до сих пор находятся под их контролем?
— Да, с приходом турков Османской империи Святые места стали представлять большой дипломатический интерес для международной политики. Турки были большими мастерами в дипломатии.
— Что происходит сегодня?
— Ситуация очень сложная из-за положения Иерусалима и Храмовой горы.
— Каковы отношения между различными религиями?
— Прекрасные, идет тесное сотрудничество, но это союз, а не брак.
— Что произошло, когда Папа Бенедикт XVI приехал с визитом в Иерусалим?
— Мы приняли его как брата, как паломника. Мы объяснили Папе, что не хотим объединения, но не из-за административных отношений, а из-за веры. Не думаю, что у нас та же вера. Мы не можем принять тот факт, что кто-то имеет титул викария Христа на Земле. Нам это не подходит.
— Какова ваша позиция в трудной ситуации, возникшей в отношениях между палестинцами и израильтянами?
— Как у всех здесь живущих. Мы представляем собой церковь, следовательно, не намерены вмешиваться в политику, хотя и не относимся к ситуации равнодушно. Мы никого не подвергаем дискриминации. К нам относятся с уважением, а наша двухтысячелетняя миссия заключается в распространении идеи сосуществования, согласия и мира. Суть в том, что нужно возлюбить и своего врага. Как можно любить невидимого Бога и не любить ближнего, стоящего перед тобой?
— Как вы думаете, наступит когда-либо здесь мир?
— Разумеется, мы должны быть оптимистами. Каждый человек перенес травмы и нуждается в заботе. Чтобы добиться общего мира, нужно прежде достичь внутреннего согласия.
— Сколько православных в Святой земле?
— В регионе их около 200 тысяч, примерно 200 священников, а патриарх является главой монашеского ордена и пастырем сообщества. Православная церковь возрождается в бывших коммунистических странах.
— Сколько паломников прибывает в Иерусалим?
— Согласно статистическим данным, подавляющее большинство паломников — это православные. Многие приезжают из России, Украины и балканских стран.
— Что вы думаете о новом Папе Франциске?
— Я надеюсь увидеться с ним, когда он приедет в Иерусалим. Но ясно, что единственное отличие между католической церковью и нами, — это именно фигура Папы.