Все указывает на то, что недавний правительственный кризис в Америке вовсе не будет последним. Как, собственно, не был он и первым: с 1976 по 1996 год администрация приостанавливала работу целых 17 раз, причем виной тому неизменно были разногласия партий.
Каждый раз правительство «выключалось» не больше, чем на три недели. Но ни один из кризисов не протекал такой конфликтной обстановке, как сейчас.
Причины этому нам прекрасно известны: меньшинство получает достаточно голосов для попадания в Конгресс, а вместе с тем и возможность сеять смуту, мешать реализации решений правительства и всячески противодействовать им. Такие люди стремятся не управлять государством, а не дать этого делать другим.
Их цель в том, чтобы любой ценой не позволить противникам добиться успеха, особенно если они в данный момент находятся у власти. Возмутительные последствия своих поступков они называют «сопутствующим ущербом», которого не избежать в борьбе за благо всей нации.
На самом же деле такое поведение служит лишь частным интересам лидеров групп, которые размахивают знаменем общего блага, скрывая за ним неприглядную реальность: выгоду получают лишь они сами с горсткой верных сторонников. Сегодня такое отношение к управлению страной отнюдь не является уделом Италии и США, а давно стало повсеместно распространенной практикой.
Ноздря в ноздрю
С такой точки зрения у демократических стран по всему миру (как у самых старых и устоявшихся, так и у молодых и подвижных) просматривается ряд общих черт. В первую очередь в глаза бросается тот факт, что победа на выборах достается с все меньшим преимуществом. Сокрушительный триумф одного кандидата над всеми соперниками сейчас поистине исключительный случай.
В современном мире электорату обычно свойственны сильнейшая поляризация и раздробленность. Результаты голосования не дают партии или кандидату четкого мандата или доминантной позиции. Таким образом, легко понять, почему во многих странах во власти формируются сложные и неустойчивые коалиции из политических групп, у которых весьма мало общего (если вообще что-то есть).
В 30 из 34 промышленно развитых стран ОЭСР для руководства страной правительству нужно опереться на парламентскую коалицию. В государствах так называемой «выборной демократии» партии меньшинства неизменно укрепляют позиции после Второй мировой войны: теперь на них приходится в среднем больше половины парламентариев. В 2008 году эти не представляющие большинство избирателей движения занимали 55% депутатских кресел в парламентах разных стран мира.
В США столкновение политических убеждений граждан заметно набрало обороты за последние десятилетия, а все опросы и исследования говорят о том, что поляризация американской политики достигла беспрецедентной отметки. По мнению известного американского политолога Нейта Сильвера (Nate Silver), это объясняется в первую очередь подъемом радикальных настроений среди республиканцев при том, что демократы ощутимо сместились влево.
Руководство теряет власть
Как бы то ни было, наиболее показательный момент, вероятно, заключается в фрагментации двух главных партий. В результате их руководству не удается добиться от членов верности общей позиции и даже минимума дисциплины по отношению к линии партии. Вспомните о том, как измученный Джон Маккейн (John McCain) и другие лидеры республиканцев выступили на телевидении с призывом к Тэду Крузу (Ted Cruz) и прочим членам радикального «Движения чаепития», чтобы уговорить их отказаться от мятежного упрямства, которое завело в тупик партию и всю страну.
Профессор Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) окрестил это новое явление «ветократией». Речь идет о ситуации, когда лица или группы лиц подрывают работу всей политической системы из-за того, что используют право вето против инициатив их соперников. У многих есть возможность поставить другим палки в колеса, и лишь единицам удается провести предложенные ими решения и получить одобрение на конкретные действия.
Факторы формирования ветократий многочисленны и разнообразны: кризисы, которые наносят удар по покупательной способности и выводят из себя избирателей, бесконечные коррупционные скандалы во властных кругах, революция в новых информационных и коммуникационных технологиях, демографические перемены... Как бы то ни было, они порождают свойственную сегодня многим странам политическую дисфункцию, последствия которой отражаются на всех нас. Во власти происходят удивительные и пока еще малопонятные перемены.