Когда президент Литвы на совместном завтраке преподнесла датскому принцу литовский сыр, это был не обычный подарок. Это был политический жест, смысл которого заключался в том, чтобы обратить внимание на то, что Литва стала жертвой геополитического противостояния России и ЕС. Россия запретила ввоз литовского сыра и молочной продукции на свою территорию, якобы из-за санитарных норм.
Настоящая причина заключается в том, что Литва как страна, председательствующая в Евросоюзе, очень старается сделать так, чтобы в Вильнюсе в конце ноября на саммите ЕС были подписаны соглашения о сотрудничестве ЕС и трех восточноевропейских стран - Украины, Молдавии и Грузии. Если это произойдет, план России по созданию собственного Евроазиатского союза рухнет, поскольку Москва рассчитывала на эти страны.
Россия в последние месяцы по отношению к Западу ведет себя чем дальше, тем враждебнее. Главный российский метод дипломатии – прямолинейный шантаж и угрозы. Кроме того, Москва инвестирует значительные суммы в модернизацию армии: несколько недель назад вместе с Белоруссией Россия провела маневры недалеко от границ Польши, в них участвовали 70 тысяч солдат. Вооруженные силы России, согласно аналитикам, сегодня находятся на гораздо более высоком уровне, чем 10 лет назад. К 2020 году Россия хочет видеть в рядах своей армии миллион человек и выделять на нее ошеломительные 750 миллиардов долларов.
Читайте также: Новая версия причин «молочной» войны с Литвой
Слишком длинный список
Чешский голос, традиционно предупреждающий о надменности русских, после выборов, возможно, ослабеет, но пока он становится только сильнее в том числе и в западном направлении от наших границ. Европейские политики российскую угрозу начали осознавать в последний год, но пока они только ищут действенный способ, как ей противостоять. В последние месяцы Россия уже устроила блокаду для украинского шоколада и молдавского вина, задержала активистов Greenpeace с корабля, находившегося в международных водах под флагом Нидерландов, и пообещала гринписовцам серьезные наказания - полный список был бы слишком большим и излишним для этого текста. Угрозы уже стали обычным делом. Глава Роспотребнадзора Онищенко пригрозил Нидерландам запретить ввоз в Россию тюльпанов, российский вице-премьер Рогозин прямо предупреждал молдаван, что они должны выбрать между Европейским Союзом и теплом в своих домах, которое зависит от российского газа. Список словесных угроз с каждой неделей становится все длиннее.
Мелких жестов в защиту ценностей будет недостаточно
И хотя реакция Европы сейчас жестче, чем когда-либо, пока это все равно только заявления. Европейский парламент принял резолюцию, в которой призвал Европейскую комиссию серьезно заняться неуместным давлением со стороны России. Министры иностранных дел стран ЕС на прошлой неделе призвали Россию покончить с такими методами. Однако словесные предупреждения на Россию не действуют, как и попытки привлечь ее к ответственности в международных институтах. Нидерланды обратились в международный трибунал в Гамбурге, занимающийся вопросами морского права, чтобы он предписал России отпустить активистов Greenpeace. Только вот Россия этот трибунал не признает. В Брюсселе отметили, что из-за Литвы, возможно, они обратятся во Всемирную торговую организацию, членом которой Россия стала недавно, но при этом уже несколько раз дала понять, что будет пренебрегать правилами этой организации.
Также по теме: Евроинтеграция и эффект попкорна
Кто больше боится
Тем не менее на резкое ухудшение отношений Евросоюза и РФ можно смотреть иначе и не видеть здесь исключительно своеволие России, которая хочет внушить Европе свою систему ценностей. На самом деле вполне возможно, что Россия опасается нарастающей силы и решительности ЕС. Ведь пока все говорит о том, что европейские политики российского давления не испугались и что от попытки привязать к ЕС бывшие российские сателлиты – прежде всего Украину – они не откажутся.
Брюссель (благодаря активным действиям Литвы) начал расследование против Газпрома в связи с возможным злоупотреблением монопольным положением компании на европейском рынке газа. Газпрому грозит штраф в размере 10 миллиардов евро. Для Москвы это будут гораздо большие геополитические и экономические потери, чем для Европы -потери от всех вместе взятых блокад. России – не только Газпрому – сегодня европейские рынки нужны больше, чем Европе – российские. И это Россия усиленно настаивает на послаблении визового режима между РФ и ЕС. Российский представитель при ЕС даже пожаловался, что нежелание Европы открыться России напоминает период холодной войны.
Европейский Союз – медленный и сложный колосс, который не управляется диктатом из одного центра, как Россия. Поэтому Евросоюз реагирует долго, и часто кажется, что он не знает, что к чему. Но когда институты ЕС, в конце концов, приходят в движение, он вызывает уважение. Странно, что Россия пока пошла только на торговые блокады, угрозы, аресты активистов и избиение европейских дипломатов (как недавнее нападение на голландского дипломата в Москве). Ведь вероятное подписание соглашения между ЕС и Украиной (еще остается вопрос, выполнит ли Украина все требования), которое в Брюсселе готовили несколько лет, станет сокрушительным поражением российской геополитики.
Политические жесты, такие как одаривание датского принца литовским сыром, решение польского правительства на приемах из солидарности наливать молдавское вино или воззвание к королевской чете Нидерландов отменить запланированный визит в Москву, могут показаться пустыми. Но на самом деле это проявления меняющихся настроений в Европе, которая начинает осознавать, что для защиты ценностей своей цивилизации, над которыми Москва смеется, просто жестов уже недостаточно.